Разработка урока ОРКСЭ по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №3
Разработка урока по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
Разработчик: учитель начальных классов
Капланова Курманбийке Узбековна
Г. Сургут, 2014
Конспект урока
Курс : Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль : Основы мировых религиозных культур.
Класс : 4
№ Урока : 8
Тема : Хранители Предания в религиях мира.
Цель : Сформировать представление о хранителях предания в религиях
Задачи :
— знакомить учащимися с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
— формировать у учащихся основные понятия: Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, сангха, лама;
— организовать совместную поисковую работу для сравнения религиозных событий и явлений, извлекать необходимые данные из текста;
— воспитывать уважительное отношение к мировым религиям, толерантность.
Тип урока : комбинированный.
Планируемые результаты :
-знакомство учащихся с хранителями предания в религиях мира, с иерархией служителей культа;
-развитие
— воспитание уважительного отношения к мировым религиям.
Основные понятия: Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, имам, хафиз, сангха, лама.
Межпредметные связи : литературное чтение, русский язык.
Ресурсы : презентация, карточки с заданиями, статьи о хранителях преданий в мировых религиях.
Формы и виды учебной деятельности : беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, групповая работа, работа в парах.
Содержание урока | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
I. Организационный Момент Цель: настроить учеников на учебную деятельность. | Тренинг » Импульс» Добрый день, рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста. Давайте настроимся на совместную работу. Для этого попрошу я вас дружно взяться за руки. Передайте друг другу положительный импульс. Надеюсь, весь урок вы будете так же внимательны друг к другу. | Встают, берутся за руки по парте с соседом, передают импульс. . |
II. Проверка Домашнего задания Цели: -проверка усвоения материала; — развитие умения формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение. | Интерактивная игра . У вас в руках карточки, на которых записаны основатели религий или названия священных книг. На доске — таблички с надписями » Христианство», » Ислам», » Иудаизм», » Буддизм «. Подумайте и выберите, к какой религии относятся слова, записанные на ваших карточках. Проверка соответствие между названиями священных книг и словами, данными ниже . | Учащиеся раскладывают карточки по столбикам. Учащиеся проверяют свои работы. |
III. Сообщение темы и целей урока Цель: создание проблемной ситуации. | 1 .- Есть ли священные книги у вас дома? Какие? — Где вы могли видеть священные книги? -Рассказывал ли вам дома о священных книгах религий мира? — Что особенно заинтересовало вас? -Почему священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже тысячи лет? 2.- Посмотрим на фотографии . — Кто изображен на них? -Ребята, это хранители преданий в религиях мира. Сегодня мы познакомимся с их ролью в религии и узнаем такие понятия, как Жрец, раввин, епископ, священник, диакон, имам, хафиз, сангха, лама. | — В церкви, по телевизору… -Кто-то о них заботился и передавал из поколения в поколение. -Мудрецы, монахи… |
IV. Изучение нового материала Цели: — развитие умения анализировать делать вывод; -развитие мышления и грамотной речи учащихся; -воспитание уважения к профессиональным священнослужителям . | 1.Работа с понятием «хранитель». — Разберите по составу слово » хранитель». -От какого слово оно образовано? -Что оно обозначает? — У древних людей хранителей называли Жрецами. Как вы думаете, кто такой хранитель предания? Что может хранить этот человек? 2.Работа в группах. — Сейчас мы будем выполнять поисковую работу. Для этого разделимся на группы. Каждой группе достанется небольшая статья о хранителях предания в религиях. Прочитайте ее и выполните задания . Задание для 1 группы: 1. Прочитайте статью о хранителях иудейских традиций. 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Как верующие евреи называли хранителей предания? Чем занимались хранители иудейской религиозной традиции? Задание для второй группы: 1. Прочитайте статью » Христианские священнослужители». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Кто является хранителем предания в христианском учении? Какие ступени иерархии проходят служители церкви в христианстве? Задание для 3 группы: 1.Прочитайте статью » Мусульманская община». 2. Отметьте. Что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Как в исламе называется церковная организация? Кого мусульмане называете » имамом», а кого » хафизмом»? Задание для 4 группы: 1.Прочитайте статью » Буддийская община». 2. Отметьте, что вас особенно заинтересовало в новом материале. 3. Сформулируйте и запишите в тетрадь полные ответы на вопросы: Что в буддизме называется » сангхой»? Кто хранит религиозные традиции буддистов? 3.Проверка — выступления детей . — | — От слова » хранить» -Хранитель — это человек, который что бережет, хранит. — Религиозные традиции, ритуалы, предания. Дети делятся на группы, распределяют обязанности и выполняют задания самостоятельно. Чтение текста в учебнике на стр. 22-23 Выступление одного ученика из каждой группы, сопровождаемое презентацией. |
V. Физкультминутка | Включаем физкультминутку. | Ученики выполняют физкультминутку вместе с учителем. |
VI. Первичное закрепление Цель: -закрепить знания по теме, умение грамотно формулировать свои мысли, мотивировать свою точку зрения. | Беседа . — Как вы думайте, почему во всех религиях мира существуют хранители предания? -Как называли служителей в древних религиях? -Кого и почему называют мудрецами в иудаизме? -Что в переводе с греческого обозначает слово » надсматривающий»? -Каких людей и почему особо почитают мусульмане? -Кого можно назвать хранителем религии в буддизме? и т. д. | -Чтобы не потерялись никакие традиции. — Жрецами. — Раввинов. — Епископ. — Мулла, хафиз, имам. — Лама. |
VII. Самостоятельная работа Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления и грамотной речи учащихся. | Задание: просмотр и комментирование иллюстраций в учебнике. Стр.22-23. Задание: заполните таблицу . Хранители предания в религиях мира |
Проверка самостоятельной работы .
Задание: составьте четыре предложения по данным иллюстрациям, используя слова с которыми вы познакомились на том и предыдущем уроках. Запишите предложения в тетрадь .
Комментарии по мере просмотра иллюстраций.
Учащиеся работают на карточках самостоятельно.
Самопроверка.
Дети составляют и записывают предложения с изученными словами.
VIII. Рефлексия.
Итог урока
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и класса.
Продолжите предложения:
Сегодня я познакомился ….
Самым интересным для меня…
Мне непонятно…
Я еще хотел бы узнать…
Можно составить синквейм » Хранители предания»
Ответы учащихся с примерами.
Принимают участие в составлении синквейна.
IX. Домашнее
Задание
Цели:
-закрепить знания учащихся по пройденной теме;
-организация самостоятельной и творческой работы учащихся.
Прочитайте в учебнике материалы к уроку №8 , ответить на вопросы на стр.23 .
Узнайте у родителей, старших , знают ли они о религиозных обрядах христианства, ислама, иудаизма, буддизма .
Индивидуальные занятия и задания по желанию:
— сделать на альбомном листе рисунок по теме урока;
-приготовить сообщение о каком-нибудь празднике, традиции христианства, ислама. Иудаизма, буддизма .
До свидания.
Учащиеся записывают в дневник домашнее задание.