Художественный мир романа-утопии «Чевенгур» А. Платонова
«Чевенгур» — большой роман, над которым Платонов работал несколько лет. Роман рассказывает об Октябрьской революции в центральных губерниях России, о людях, которые защищали революцию в гражданской войне, о «строителях стран», об их идеях, мыслях, переживаниях. Платонов показывает не только то, как идеи овладевали массами, но и то, как эти массы осваивали новые идеи. Ускоренное освоение народными массами нового мировоззрения, наряду с революцией этих масс, порождало и противоречивые, утопические представления о социализме. Платоновские
В романе сталкиваются утопические надежды перестроить мир «по коммунистическому велению»и «хотению масс» с необходимостью повседневной кропотливой работы. Его герои наивно надеются, что «социализм где-нибудь нечаянно сложится вместе от страха бедствий и для утешения нужды». Главный герой романа — Александр Дванов. Он сирота, мастер , коммунист. Этот герой, размышляющий, одаренный свойством сопереживания больше всего соответствовал замыслу
Саша Дванов, «самосозданный» народный интеллигент, проходит через смерть, трупы, тоску, сам чуть не умирает от голода, воспаления легких. Он отправляется в город Чевенгур, где образовался полный коммунизм, по дороге встречается со Степаном Коненкиным, освободившим Сашу из рук бандитов. Коненкин — бывший комиссар «полевых большевиков», а ныне одиноко скитающийся паломник к могиле Розы Люксембург, беззаветный рыцарь идеи всеобщего равенства и полного душевного товарищества, причем равенство понимается как одинаковость физическая, умственная, духовная.
Такое равенство сделало бы невозможным никакое развитие, при его достижении стала бы невозможной сама жизнь. Копенкин едет в далекую Германию освобождать от «живых врагов коммунизма» мертвое тело Розы Люксембург. Копенкин и Дванов проезжают деревню Ханские Дворики, где уполномоченный переименовал себя в Федора Достоевского, а за ним и весь актив окрестился кто в Христофора Колумба, кто во Франца Меринга. Затем они попадают в коммуну «Дружба бедняка».
Все члены ее правления занимают должности и носят длинные и ответственные названия. Никто не пашет, не сеет, чтобы себя от высокой должности не отнимать. Та же трогательная и детская компенсация прежней униженности, что и переименование в Достоевских и Колумбов.
Наконец они достигают Чевенгура, где Чепурный и его товарищи установили коммунизм. Чевенгурцы живут по-евангельски беззаботно, они не желают трудиться, одной только силой веры они стремятся приблизить реальный коммунизм, а пока в центре внимания — абсолютное равенство, обожание товарищей, их душ. Роль идеолога выполняет Прокофий Дванов, хитрый мужик. В многодетной семье его родителей какое-то время жил приемыш Саша, пока в голодный год его не выгнал из дома тот же маленький Прошка, уже тогда отличавшийся жестоким оборотистым умом и характером. Трудная жизнь отточила эти качества, усугубила корыстность.
В Чевенгуре Прокофий воссел грамотеем и умником, идеологическим помощником при Чепурном. «Прокофий, имевший все сочинения К. Маркса для личного употребления, формулировал всю революцию как хотел — в зависимости от настроения Клав-дюши и объективной обстановки». Именно Прокофию принадлежит мысль тотального уничтожения «густой шелковой буржуазии», населявшей город. Платонов подводит к страшному парадоксу: горя изначально идеалами «душевного равенства», всемирного братства, его представители закончили тотальным разделением на «чистых» и «нечистых» , и вышибаются жизнь и душа у всех буржуев Чевенгура. Коммунары действуют с уверенностью и воодушевлением, но в душах их возникает тоска, несмотря на то, заглушается она мыслью о грядущем пришествии коммунизма: вроде все для не го сделали, всех гадов перебили, имущество уничтожили, «голое место» готово, остались одни товарищи и ждут первое утро «нового века». Но оказывается, что накал одной только веры не может вызвать чуда.
Нельзя объявить наступление коммунизма, как нельзя отменить смерть. Беспочвенная идея тонет, разрушается и Чевенгур каким-то страшным вражеским отрядом, что символизирует саморазрушение заблудившегося в лесу превратно понятых идей общества. Гротескный роман завершается дорогой, открытостью в будущее, надеждой.
Платонов зовет к такому строю бытия, где каждая личность одна от другой «не слишком далеко» и «не слишком близко» к будущему звездному строю настоящего братства и любви. Собственная оценка рукописи «Чевенгура»: «Ее не печатают, говорят, что революция в романе изображена неправильно, что все произведение поймут даже как контрреволюционное. Я же работал совсем с другими чувствами… в романе содержится честная попытка изобразить начало коммунистического общества».
В искренности сомневаться не приходится, так же как и в том, что отобразилась не идиллическая сказка, а жестокая и страшная реальность: дар художника прорывается там, где человек слеп или же хочет быть слепым. А вот что говорит Горький о «Чевенгуре»: «Хотели вы этого или нет, — но вы придали освящению действительности характер лирико-сатирический «. «Пишете вы крепко и ярко, но этим еще более… подчеркивается и отражается ирреальность содержания романа, а содержание граничит с мрачным бредом», — пишет Горький, но уже позже.