Психологические игры для дошкольников
Психологические игры для детей дошкольного возраста
Тренинг для дошкольников «В краю хорошего настроения «
Автор: Сангалова Наталья Геннадьевна, педагог-психолог Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 145 » комбинированного вида города Дзержинска Нижегородской области.
Описание материала : использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния доступными для дошкольников
Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, будет полезен для педагогов-психологов детских садов.
Цель — коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
Задачи:
Образовательные:
— учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
— закрепить понятие «настроение «;
— учить детей сознательно регулировать свое поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
— обучать
Развивающие:
— развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
— развивать интерес детей в изучении самих себя;
— развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
— развивать навыки релаксации,
— развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
Воспитательные:
— воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
— повышать социальную компетентность;
— создавать положительный эмоциональный настрой;
— способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов , клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.
Ход занятия:
1.Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление —
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся —
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
2.Игра «Разноцветное настроение «
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
— Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите — у меня есть разноцветные карточки.
Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик — цветок настроений. Каждый лепесток — разное настроение:
Красный — бодрое, активное настроение —
Хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
Желтый — веселое настроение —
Хочется радоваться всему;
Зеленый — общительное настроение —
Хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
Синий — спокойное настроение —
Хочется спокойно поиграть, послушать
Интересную книгу, посмотреть в окно;
Малиновый — мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
Серый — скучное настроение —
Не знаю чем заняться;
Коричневый — сердитое настроение —
Я злюсь, я обижен;
Черный — грустное настроение —
Мне грустно, я расстроен.
— Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
3.Игра «Радостная песенка «
Цель: положительный настрой, развитие чувства единства
— У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть — «Я очень рада, что Дима в группе есть… «.
Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку и мы вместе поем ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернется ко мне. Отлично!
— Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала еще крепче, а настроение улучшилось.
4.Танцевальная терапия.
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
— Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать — будем дружно танцевать.
— Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета — быстро найдем себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам .
Звучит песня «Вместе весело шагать «
Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
5.Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
— Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший » или «Я очень хорошая «.
Представьте себе чудесное солнечное Утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание.
Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас.
Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца.
Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…
Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись.
Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и веселое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
6.Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край «
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
— А сейчас давайте вместе
Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край «. Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии.
Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают » их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.
7.Упражнение «Сухой душ «
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается пройти через «сухой душ «.
— Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью.
Заряд хорошего настроения, приобретенный в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Предлагаемые игры и упражнения интересны и доступны для дошкольников с разным уровнем подготовленности.