Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки

Автор: Елена Вячеславовна Голомзик, учитель музыки МКОУ СОШп. Керамкомбинат

Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Защита Родины в русской музыке «

Цель: показать значение темы «Защита Родины » в русской музыке.

Задачи : развивать у детей умения слушать и слышать предложенный музыкальный материал, осмысливать услышанное, ассоциативное мышление; воспитывать патриотическое отношение к Родине; знакомить с понятием кантата, с 4-й частью кантаты С. С. Прокофьева

«Александр Невский «; разучить современную народную песню «Шел ленинградский паренек «.

Музыкальный материал урока: песня из кинофильма «Офицеры «; С. С. Прокофьев, 4-я часть кантаты «Александр Невский » — «Вставайте, люди русские «; «Шел ленинградский паренек » .

Видеозапись фрагмента художественного фильма «Александр Невский «; репродукции картин «Александр Невский » П. Корина и «Богатыри » М. Васнецова; Портреты С. С. Прокофьева и С. Эйзенштейна;

Ход урока:

Совсем скоро вся страна будет отмечать очень важную дату — очередную годовщину победы нашей страны над

фашистской Германией. И этот урок я посвящаю тем, кто во все времена, не жалея жизни, сражался за свободу нашей Родины и побеждал.

Звучит песня «От героев былых времен… «, муз. Р. Хозака, сл. Е. Грановича.

От героев былых времен

Не осталось порой имен-

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землей и травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

— Когда началась Великая Отечественная война, диктор Юрий Левитан объявил об этом по радио.

— В далеком прошлом радио не было. Как же люди узнавали о вражеском нашествии?

— Как называется колокольный звон тревожного характера?

— А вот если бы вам нужно было созвать людей на войну, какими бы словами вы это сделали: приходите? Собирайтесь? Поднимайтесь?

Вставайте?

— Кто должен встать? Какой национальности эти люди?

— Соедините все вместе фразу, зовущую к борьбе.

— Если бы меня позвали вот с такой интонацией, я бы точно никуда не пошла. Придайте вашему голосу энергию призыва и повторите фразу еще раз.

— Давайте попробуем так же мощно пропеть эти слова вот с этой мелодией. .

Разучивание первой темы четвертой части кантаты.

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой!

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!

Живым бойцам почет и честь,

А мертвым — слава вечная.

За отчий Дом, за русский край

Вставайте, люди русские!

— Каков характер темы, которую мы пропели?

— Правильно ли предположить, что музыка о войне может быть светлой, напевной, красивой? Давайте послушаем, что звучит дальше.

Звучит вторая тема хора — «На Руси родной… «

На Руси родной, на Руси большой

Не бывать врагу!

Поднимайся, встань,

Мать родная Русь!

— Не правда ли, перед нами прекрасная, певучая, светлая, но все равно военная музыка? Зачем в героической призывной музыке нужен фрагмент другого звучания?

— Давайте выстроим логику нашего музыкального фрагмента: мы слышали

Тревожное начало войны, русских людей зовут на защиту Родины; затем музыка напоминает защитникам, как прекрасна Родина для каждого человека. Хорошее ли окончание? Или надо иначе закончить эту часть?

— Давайте послушаем, так ли мыслит композитор.

Прослушивание всей части кантаты целиком.

— Совпало ли ваше предположение с решением композитора? .Понравилась ли вам музыка? Ее написал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Он сочинил музыку сначала к кинофильму, а потом на ее основе составил кантату.

Демонстрация портретов Прокофьева и Эйзенштейна.

— В 1938 году на экраны кинотеатров нашей страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой Сергея Прокофьева. Тревожное было время: гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла на всем миром. До войны с немцами оставалось менее трех лет, а сюжет фильма был построен на событиях другой войны, но то же с немецкими захватчиками.

Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра была создана Прокофьевым в 1939 году на основе музыки фильму. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину. Несмотря на то, что музыка предварительно сочинялась для фильма, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, свое развитие, свою форму, стала новым и вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением.

— Даю вам задание :посмотрите фрагмент фильма и сравните его музыку с аналогичным фрагментом кантаты.

Просмотр фрагмента кинофильма.

— Чем-нибудь различается музыка в фильме и музыка кантаты?

— Как вы думаете, почему так?

— Вы совершенно правы: в кино у музыки особая задача — она подчеркивает, углубляет, усиливает то, что несет в себе изображение. Да и слова здесь есть удивительно сильные: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская! » Кому могут принадлежать эти слова?

— Именно это имя стало названием и художественного фильма и кантаты.

Демонстрация репродукции картины П. Корина «Александр Невский «

— Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть

Композиции триптиха «Александр Невский » художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наслед-ным образом рода Ярославичей.

На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.

-Корин писал свою картину в самые тяжелые годы войны, и в те же годы была сложена вот эта песня.

Учитель исполняет первый куплет песни «Шел ленинградский паренек «

Разучивание. Вокальная работа.

Шел ленинградский паренек.

Был путь неровен и далек.

И где б ни ходил он, повсюду носил он

Солдатский простой котелок.

— Что такое котелок?

Была та ночка не легка.

В бою убили паренька.

А вышли из боя — и имя героя

Прочли мы на дне котелка.

Блеснул долгожданный огонек,

Пришла расплата, вышел срок.

Поклялись герою берлинской водою

Наполнить его котелок.

— Можно ли этого бойца, совсем еще мальчика, назвать богатырем? Почему?

— Так кто же такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?

— В таком случае все окружающие нас сильные мужчины-богатыри?

— Посмотрите на картину Васнецова, там все сильные?

Демонстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри «.

— Попробуйте принять позу каждого из богатырей, примерьте на себя выражение лица Добрыни и Алеши Поповича.

— Вслушайтесь в слово » богатырь «. От какого слова оно произошло? (Богатый, ходит под богом, богом данный дар.

— Так какой дар дан каждому из богатырей?

— Что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство? Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра что принесет миру?

Дети приходят к выводу о единстве телесного , душевного и духовного , что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.

— Поразмышляйте дома над следующими вопросами:

-Какой божественный дар дан тебе?

-Богат ли ты?

-Что в тебе — сила или разум?

-Что тебе нужно в себе сформировать, чтобы ты стал богатый — как Богатырь?

-А богатый человек материально бывает бедным? И наоборот?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе