Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки
Автор: Елена Вячеславовна Голомзик, учитель музыки МКОУ СОШп. Керамкомбинат
Конспект урока музыки в 5 классе по теме «Защита Родины в русской музыке «
Цель: показать значение темы «Защита Родины » в русской музыке.
Задачи : развивать у детей умения слушать и слышать предложенный музыкальный материал, осмысливать услышанное, ассоциативное мышление; воспитывать патриотическое отношение к Родине; знакомить с понятием кантата, с 4-й частью кантаты С. С. Прокофьева
Музыкальный материал урока: песня из кинофильма «Офицеры «; С. С. Прокофьев, 4-я часть кантаты «Александр Невский » — «Вставайте, люди русские «; «Шел ленинградский паренек » .
Видеозапись фрагмента художественного фильма «Александр Невский «; репродукции картин «Александр Невский » П. Корина и «Богатыри » М. Васнецова; Портреты С. С. Прокофьева и С. Эйзенштейна;
Ход урока:
Совсем скоро вся страна будет отмечать очень важную дату — очередную годовщину победы нашей страны над
Звучит песня «От героев былых времен… «, муз. Р. Хозака, сл. Е. Грановича.
От героев былых времен
Не осталось порой имен-
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещанный одним,
Мы в груди храним.
— Когда началась Великая Отечественная война, диктор Юрий Левитан объявил об этом по радио.
— В далеком прошлом радио не было. Как же люди узнавали о вражеском нашествии?
— Как называется колокольный звон тревожного характера?
— А вот если бы вам нужно было созвать людей на войну, какими бы словами вы это сделали: приходите? Собирайтесь? Поднимайтесь?
Вставайте?
— Кто должен встать? Какой национальности эти люди?
— Соедините все вместе фразу, зовущую к борьбе.
— Если бы меня позвали вот с такой интонацией, я бы точно никуда не пошла. Придайте вашему голосу энергию призыва и повторите фразу еще раз.
— Давайте попробуем так же мощно пропеть эти слова вот с этой мелодией. .
Разучивание первой темы четвертой части кантаты.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой!
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам почет и честь,
А мертвым — слава вечная.
За отчий Дом, за русский край
Вставайте, люди русские!
— Каков характер темы, которую мы пропели?
— Правильно ли предположить, что музыка о войне может быть светлой, напевной, красивой? Давайте послушаем, что звучит дальше.
Звучит вторая тема хора — «На Руси родной… «
На Руси родной, на Руси большой
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная Русь!
— Не правда ли, перед нами прекрасная, певучая, светлая, но все равно военная музыка? Зачем в героической призывной музыке нужен фрагмент другого звучания?
— Давайте выстроим логику нашего музыкального фрагмента: мы слышали
Тревожное начало войны, русских людей зовут на защиту Родины; затем музыка напоминает защитникам, как прекрасна Родина для каждого человека. Хорошее ли окончание? Или надо иначе закончить эту часть?
— Давайте послушаем, так ли мыслит композитор.
Прослушивание всей части кантаты целиком.
— Совпало ли ваше предположение с решением композитора? .Понравилась ли вам музыка? Ее написал замечательный русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Он сочинил музыку сначала к кинофильму, а потом на ее основе составил кантату.
Демонстрация портретов Прокофьева и Эйзенштейна.
— В 1938 году на экраны кинотеатров нашей страны вышел фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой Сергея Прокофьева. Тревожное было время: гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла на всем миром. До войны с немцами оставалось менее трех лет, а сюжет фильма был построен на событиях другой войны, но то же с немецкими захватчиками.
Кантата «Александр Невский», монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра была создана Прокофьевым в 1939 году на основе музыки фильму. Кантата прозвучала как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину. Несмотря на то, что музыка предварительно сочинялась для фильма, в кантате она приобрела свою собственную драматургию, свое развитие, свою форму, стала новым и вполне самостоятельным музыкально-драматическим произведением.
— Даю вам задание :посмотрите фрагмент фильма и сравните его музыку с аналогичным фрагментом кантаты.
Просмотр фрагмента кинофильма.
— Чем-нибудь различается музыка в фильме и музыка кантаты?
— Как вы думаете, почему так?
— Вы совершенно правы: в кино у музыки особая задача — она подчеркивает, углубляет, усиливает то, что несет в себе изображение. Да и слова здесь есть удивительно сильные: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет земля русская! » Кому могут принадлежать эти слова?
— Именно это имя стало названием и художественного фильма и кантаты.
Демонстрация репродукции картины П. Корина «Александр Невский «
— Живописный портрет Александра Невского занимает центральную часть
Композиции триптиха «Александр Невский » художника П. Корина. Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Над головой — воинская хоругвь с образом Спаса-Ярое Око, наслед-ным образом рода Ярославичей.
На коринском полотне нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя Александра Невского — олицетворением защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.
-Корин писал свою картину в самые тяжелые годы войны, и в те же годы была сложена вот эта песня.
Учитель исполняет первый куплет песни «Шел ленинградский паренек «
Разучивание. Вокальная работа.
Шел ленинградский паренек.
Был путь неровен и далек.
И где б ни ходил он, повсюду носил он
Солдатский простой котелок.
— Что такое котелок?
Была та ночка не легка.
В бою убили паренька.
А вышли из боя — и имя героя
Прочли мы на дне котелка.
Блеснул долгожданный огонек,
Пришла расплата, вышел срок.
Поклялись герою берлинской водою
Наполнить его котелок.
— Можно ли этого бойца, совсем еще мальчика, назвать богатырем? Почему?
— Так кто же такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?
— В таком случае все окружающие нас сильные мужчины-богатыри?
— Посмотрите на картину Васнецова, там все сильные?
Демонстрация репродукции картины В. Васнецова «Богатыри «.
— Попробуйте принять позу каждого из богатырей, примерьте на себя выражение лица Добрыни и Алеши Поповича.
— Вслушайтесь в слово » богатырь «. От какого слова оно произошло? (Богатый, ходит под богом, богом данный дар.
— Так какой дар дан каждому из богатырей?
— Что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство? Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра что принесет миру?
Дети приходят к выводу о единстве телесного , душевного и духовного , что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.
— Поразмышляйте дома над следующими вопросами:
-Какой божественный дар дан тебе?
-Богат ли ты?
-Что в тебе — сила или разум?
-Что тебе нужно в себе сформировать, чтобы ты стал богатый — как Богатырь?
-А богатый человек материально бывает бедным? И наоборот?