«Слово» анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Слово» Гумилев написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Название сборника библейское. Такой столп вел по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную.
Столп — символ того, что выведет народ Гумилева из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую войну. Стихотворение «Слово» перекликается с идеей сборника.
Конечно, писатель не предполагал, что будет расстрелян в этом же году в возрасте 35 лет. Но именно слово,
Гумилев всегда был прямым, не умел приспосабливаться, юлить, о своих взглядах заявлял во всеуслышание, причем не только в стихах. На поэтическом вечере Гумилев однажды заявил о монархических убеждениях. А в стихах говорил, что не относит себя к красным или белым, но идентифицирует себя как поэта.
Поэтому неправы те исследователи, которые сужают значение стихотворения «Слово» до утверждения Гумилевым собственной веры. Да, поэт не скрывал своего православия. Но стихотворение глубже и шире его библейских
Библейские аллюзии стихотворения
Прежде всего, библейским представляется противопоставление духовного слова и чисел. Книга Чисел в Ветхом Завете повествует об исторических событиях и правилах, то есть о вещах земных. Упоминание остановленного словом солнца есть в Книге Иисуса Навина, который во время битвы за завоевание обетованной земли остановил солнце, воззвав к Богу.
Стену города Иерихона тоже разрушил под предводительством Иисуса Навина крик народа и трубы по воле Божьей.
Патриарх, чертящий число на песке — образ скорее античный. Одни связывают его с Пифагором, другие с Архимедом, который умер в Сиракузах, когда на город напали римляне. Архимед сидел над чертежами. Именно сосредоточенность на числах и просьба не мешать стали причиной его гибели.
Слово всесильно, а числа губительны.
Некоторые исследователи видят в седом патриархе Моисея, который был косноязычен, слова не давались ему, в отличие от чисел.
Литературное направление и жанр
Стихотворение имеет ярко выраженные черты акмеизма. Гумилев овеществляет, делает материальными даже такие абстрактные понятия, которые, казалось бы, невозможно представить в виде художественного образа: слово, число. Но идея эта почерпнута из Библии.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далекому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны . В первых двух строфах речь идет о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности.
Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.
Тема стихотворения — сила слова, о которой не помнят сегодня.
Основная мысль: «Дурно пахнут мертвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мертвые слова — как раз лишенные духа, пустые или злые.
Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилев как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.
Тропы и образы
В первой строфе Гумилев использует три мифологических образа. Новый мир — противопоставленный советскому «мы наш, мы новый мир построим». Это мир с Богом, Богом задуманный. Поэтому Бог склоняет к нему свое лицо .
Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.
Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орел — одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом.
Слово сравнивается с розовым пламенем . В пламени — разрушение и созидание одновременно.
В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными .
Патриарх, изображенный в четвертой строфе, умен, он не решается обратиться к звуку, не бросает слов на ветер. Метафора «себе под руку покоривший и добро и зло» как раз и свидетельствует о его мудрости и богоизбранности.
Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилев противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворенности и бездуховности.
В пятой строфе появляется авторское «мы». Гумилев не противопоставляет себя как знающего истину остальным современникам. Он не уходит от ответственности. Метафора первой части пятой строфы объясняется прямой и почти дословной ссылкой на Библию.
Слово потому осияно, что оно — Бог.
Дважды повторенное слово «предел» в последней строфе не случайно. Оно входит во фразеологизм поставить пределом.
Тавтология подчеркивает приземленность остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мертвый — омертвелый создает в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.
Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчелами, мертвых слов с мертвыми пчелами заключена основная мысль стихотворения.
Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником, что максимально приближает речь к разговорной. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.