«Пророк» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Пророк» Некрасова было напечатано в «Отечественных записках» № 1 за 1977 г. без последней строфы с подзаголовком «Из Барбье» . Были и другие подзаголовки , необходимые для цензурной маскировки. Полностью было напечатано в «Общем деле» в августе 1882 г. за границей с заголовком «Н. Г. Чернышевскому».
В прижизненные издания не входило.
Дата точного написания стихотворения не установлена. В беловом автографе указан 1974 г., но, возможно, стихотворение написано в 1862-1864 г. после ареста Чернышевского,
Большинство исследователей считает, что стихотворение носит обобщенный характер.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Пророк» проникнуто реалистическим пафосом. Традиционно образ пророка в русской литературе связывался с ролью в обществе поэта. Но Некрасов снимает с себя эту миссию как с недостойного и перекладывает ее на плечи жертвующего собой революционера.
Готовых пожертвовать жизнью революционеров единицы, но этот образ типичен, потому что только таким революционер
Стихотворение — образец гражданской лирики, хотя в нем есть элементы философских раздумий, что приближает его к элегии.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой реплику в диалоге, обращенную к невидимому собеседнику, который как будто упрекает революционера в неосторожности.
Лирический герой спорит с оппонентом, доказывая ему, что пророк понимает опасность, но избирает свой путь. В размышления лирического героя включена мысль пророка, поданная как реплика. Она стала афоризмом.
Эта мысль повторяется и в других стихотворениях Некрасова, посвященных революционерам.
Последняя строфа отделена от остальных трех композиционно. Она возводит борца за счастье народа в ранг не просто пророка, а мессии. Атеист Некрасов верил в лучшие качества человека, гуманизм стал своеобразной религией революционных демократов. Чернышевский писал об Иисусе, что с ним жаль расставаться, потому что он «благ и мил своей личностью, благой и любящий человечество».
Отсюда и образ бога Гнева и Печали. Гнева из-за потери сильными мира сего человеческого облика, печали за всех угнетенных .
Тема стихотворения — судьба борца за народное счастье, революционера.
Основная мысль: революционер, отдавший жизнь за народ, подобен Христу, умершему за человечество. Смерть героя не напрасна, о ней нужно помнить «рабам земли», которые благодаря этому стали свободными. Святая жизнь, отданная за правду, водворит ее на земле.
Но важнее взывать к рабам, чтобы они боролись за собственное достоинство и торжество справедливости, чем ждать милости от царей.
Тропы и образы
В образе пророка Некрасов изобразил человека, готового пожертвовать жизнью ради других, ради идеи добра и любви. Если у Пушкина пророк — тот, кто призван вещать истину, несмотря на обстоятельства, то у Некрасова этот образ еще ближе к библейским пророкам, для которых само служение обозначало готовность принять смерть в любую минуту. Пророк смирился с необходимостью смерти, она ему любезна , как для апостола Павла смерть — приобретение.
Образ пророка описан с помощью метафор: служить добру, жертвовать собой, судьба ясна, распяли, будет на кресте, послал бог Гнева и Печали.
Поскольку стихотворение — спор с невидимым собеседником, оно строится на противопоставлениях с союзом но: не живет для себя, но умирает для других; его еще не распяли — но распнут.
Частица не тоже служит для утверждения позиции пророка через отрицание чуждых ему взглядов: не говори, не хуже он, не скажет он. Анафорическое повторение не скажет он усиливает и утверждает правильность позиции пророка.
Антитеза жить для себя — умереть для других противопоставляет подвиг пророка жизни остальных людей, к которым Некрасов со стыдом причисляет и себя, умаляя свою заслугу поэта-гражданина перед деятельным революционером.
Старославянизмы и слова высокого стиля отражают возвышенные идеалы стихотворения.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано традиционным пятистопным ямбом, который отсылает к Пушкинскому «Пророку», написанному четырехстопным ямбом. Пиррихии почти в каждой строке делают речь размеренной.
Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.