Урок русского языка в 9 классе «Серьезный разговор о сложных предложениях»

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Вохмянина Ольга Валентиновна

МОУ Павинская СОШ

Тема урока : Серьезный разговор о сложных предложениях

Цель урока:

Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах

Развивать навык учащихся разграничения сложных и простых предложений

Формировать умения учащихся читать и составлять схемы сложных предложений

Развивать творческие способности учащихся, умение делать выводы

Через межпредметные связи развивать учебно — познавательную деятельность учащихся

Ход

урока:

1.Анализ предложений

Создание проблемной ситуации

Над Москвой розовеют дали. Утро начинается в Москве.

На доске 2 простых предложения

— Почему они называются простыми?

— Можно ли 2 эти предложения соединить в сложное? Как?

Учитель ставит между простыми предложениями союз и

— Нет ли ошибки?

Нужна запятая

2. Объявление темы урока:

Серьезный разговор о сложных предложениях

3. Движение новой темы

Сравним схемы простого и сложного предложения

— Чем различаются простые и сложные предложения?

— Сколько простых предложений в составе сложного, если

в нем 6 грамматических основ?

4. Работа с теоретическим материалом учебника

Тема » Сложное предложение»

Самостоятельное чтение материала с пометкой на полях:

Это уже знал

Узнал новое

5. Проверка усвоения материала, обсуждение «нового»

Вывод:

Сложное предложение представляет собой единое целое, связанное по смыслу и интонацией, а часто союзами и союзными словами для связи частей в целое.

Разделяются части сложного предложения — , ; :

6. Закрепление

Работа с предложениями на тему » Творчество поэта» » Поэтическое состояние души»

Сегодня мы с вами побываем в мире творчества, возвышенного состояния души, разбуженной мысли, которая выливается в стихах

А)

Текст для наблюдений «О творчестве»

А туманы сами рвались в клочья,

И горели звезды днем и ночью,

И звенела птица — троеглазка,

И на цыпочках ходила сказка.

Б)

Анализ предложения :

— Какой момент творчества запечатлел поэт?

— Подчеркните ключевые слова, входящие в грамматическую основу

— Какое перед нами предложение?

— Как связаны между собой части предложения?

— Какие средства выразительности использовал автор?

Построение схемы предложения на доске учителем

В) Орфографическая минутка

Ученик записывает словосочетания на доске и проводит орфографический анализ

— уд И Влят Ь Ся пр И Род Е И н А Сл А Ждат Ь Ся ч У Де Сны М

Г) Запись предложения на доске

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу,

Перо — к бумагу

— Какой момент творчества запечатлел Пушкин?

— Какое перед нами предложение? Докажите.

— А зачем нужны Пушкину и нам союзы и знаки препинания?

Союзы связывают части в единое целое

Знаки разделяют, «сигнализируют» о конце мысли и границе предложения.

7. Графический диктант

Двое учеников одновременно рисуют схему предложения на доске, воспринимая текст на слух.

Учитель:

— Вот так поэт рисует то, что он увидел в окружающем мире.

Уже найдены образы. Конец творческого процесса.

1) Свирель запела на мосту,

И яблони в цвету,

И ангел поднял в высоту

Звезду зеленую одну,

И стало дивно на мосту

Смотреть в такую высоту… А. Блок

Проверка схем. Сверяем, у кого более правильно.

2) С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторит весело громам. Ф. Тютчев

Это предложение без союзов. Союз — и — связывает однородные члены предложения, которые обобщаются словом ВСЕ

8. Составление предложений по заданным грамматическим основам:

1) …..книги пахнут….., и хочется…….

2) Музыка наполняет……, что…..слезы наворачиваются….

Запись самых красивых предложений

9 . Момент творчества

— Составьте текст только из простых предложений на любую тему.

— Возможно ли такое в живом языке?

— Остается ли язык так же богат и красив?

10. Итог урока : Что нового вы узнали сегодня на уроке?

О чем задумались?

Сложен ли, на ваш взгляд, творческий процесс?

11 . Домашнее задание

Тестовые задания разного уровня сложности по теме » Предложение»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Урок русского языка в 9 классе «Серьезный разговор о сложных предложениях»