Урок русского языка в 9 классе «Серьезный разговор о сложных предложениях»
Урок русского языка в 9 классе
Учитель: Вохмянина Ольга Валентиновна
МОУ Павинская СОШ
Тема урока : Серьезный разговор о сложных предложениях
Цель урока:
Вспомнить известное о сложных предложениях и их видах
Развивать навык учащихся разграничения сложных и простых предложений
Формировать умения учащихся читать и составлять схемы сложных предложений
Развивать творческие способности учащихся, умение делать выводы
Через межпредметные связи развивать учебно — познавательную деятельность учащихся
Ход
1.Анализ предложений
Создание проблемной ситуации
Над Москвой розовеют дали. Утро начинается в Москве.
На доске 2 простых предложения
— Почему они называются простыми?
— Можно ли 2 эти предложения соединить в сложное? Как?
Учитель ставит между простыми предложениями союз и
— Нет ли ошибки?
Нужна запятая
2. Объявление темы урока:
Серьезный разговор о сложных предложениях
3. Движение новой темы
Сравним схемы простого и сложного предложения
— Чем различаются простые и сложные предложения?
— Сколько простых предложений в составе сложного, если
4. Работа с теоретическим материалом учебника
Тема » Сложное предложение»
Самостоятельное чтение материала с пометкой на полях:
Это уже знал
Узнал новое
5. Проверка усвоения материала, обсуждение «нового»
Вывод:
Сложное предложение представляет собой единое целое, связанное по смыслу и интонацией, а часто союзами и союзными словами для связи частей в целое.
Разделяются части сложного предложения — , ; :
6. Закрепление
Работа с предложениями на тему » Творчество поэта» » Поэтическое состояние души»
Сегодня мы с вами побываем в мире творчества, возвышенного состояния души, разбуженной мысли, которая выливается в стихах
А)
Текст для наблюдений «О творчестве»
А туманы сами рвались в клочья,
И горели звезды днем и ночью,
И звенела птица — троеглазка,
И на цыпочках ходила сказка.
Б)
Анализ предложения :
— Какой момент творчества запечатлел поэт?
— Подчеркните ключевые слова, входящие в грамматическую основу
— Какое перед нами предложение?
— Как связаны между собой части предложения?
— Какие средства выразительности использовал автор?
Построение схемы предложения на доске учителем
В) Орфографическая минутка
Ученик записывает словосочетания на доске и проводит орфографический анализ
— уд И Влят Ь Ся пр И Род Е И н А Сл А Ждат Ь Ся ч У Де Сны М
Г) Запись предложения на доске
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу,
Перо — к бумагу
— Какой момент творчества запечатлел Пушкин?
— Какое перед нами предложение? Докажите.
— А зачем нужны Пушкину и нам союзы и знаки препинания?
Союзы связывают части в единое целое
Знаки разделяют, «сигнализируют» о конце мысли и границе предложения.
7. Графический диктант
Двое учеников одновременно рисуют схему предложения на доске, воспринимая текст на слух.
Учитель:
— Вот так поэт рисует то, что он увидел в окружающем мире.
Уже найдены образы. Конец творческого процесса.
1) Свирель запела на мосту,
И яблони в цвету,
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну,
И стало дивно на мосту
Смотреть в такую высоту… А. Блок
Проверка схем. Сверяем, у кого более правильно.
2) С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам. Ф. Тютчев
Это предложение без союзов. Союз — и — связывает однородные члены предложения, которые обобщаются словом ВСЕ
8. Составление предложений по заданным грамматическим основам:
1) …..книги пахнут….., и хочется…….
2) Музыка наполняет……, что…..слезы наворачиваются….
Запись самых красивых предложений
9 . Момент творчества
— Составьте текст только из простых предложений на любую тему.
— Возможно ли такое в живом языке?
— Остается ли язык так же богат и красив?
10. Итог урока : Что нового вы узнали сегодня на уроке?
О чем задумались?
Сложен ли, на ваш взгляд, творческий процесс?
11 . Домашнее задание
Тестовые задания разного уровня сложности по теме » Предложение»