Полонский Я. биография
Яков Полонский — русский поэт, прозаик. Родился 6 декабря 1819 в Рязани в небогатой дворянской семье. В 1838 окончил Рязанскую гимназию.
Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В. А. Жуковского. В 1838 Полонский поступил на юридический факультет Московского университета . В студенческие годы сблизился с А. Григорьевым и А. Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта.
Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи». В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского Гаммы, в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса . В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского Песня цыганки . Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского
Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя . По окончании университета Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник Стихотворения 1845 года . Книга вызвала отрицательную оценку В. Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа Дешевый город . В 1846 Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М. Воронцова.
Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 вышел поэтический сборник Полонского Сазандар . В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» — т. е. изобилующие бытовыми сценами или написанные в духе национального фольклора . В 1851 Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 записал: «Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике». Вскоре Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры… / И для немногих я поэт» . Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления» и отмечали, что «он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть» . В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника , а также первый сборник прозы Рассказы , в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца».
Д. Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира» и относил Полонского к числу «микроскопических поэтиков». В 1857 Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В Петербург вернулся в 1860.
Пережил личную трагедию — смерть сына и жены, отразившуюся в стихах Чайка , Безумие горя и др. В 1860-е годы написал романы Признания Сергея Чалыгина и Женитьба Атуева , в которых заметно влияние И. Тургенева. Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А. Чехову: «Я всю жизнь был ничей». В 1858-1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово», в 1860-1896 служил в Комитете иностранной цензуры.
Вообще же 1860-1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники.
Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона. В стихах Сумасшедший , Двойник и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 в. В 1890 Полонский писал А. Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое Полное собрание сочинений в 5 тт., вышедшее в 1896. Умер Полонский в Петербурге 18 октября 1898.
Полонский Яков Петрович , поэт. Родился 6 декабря в Рязани в небогатой дворянской семье. Учился в Рязанской гимназии, по окончании которой поступил на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы начинает писать и публиковать свои стихи в «Отечественных записках» , «Москвитянине» и в студенческом альманахе «Подземные ключи» . Дружит с А. Григорьевым, А. Фетом, П. Чаадаевым, Т. Грановским, И. Тургеневым.
В 1844 выходит первый сборник стихов Полонского «Гаммы», обративший на себя внимание критиков и читателей. После окончания университета жил в Одессе. Там им был опубликован второй сборник «Стихотворения 1845 года».
В 1846 Полонский переезжает в Тифлис, поступает на службу в канцелярию и одновременно работает помощником редактора газеты «Закавказский вестник». Находясь в Грузии, Полонский обращается к прозе , публикуя их в газете. Грузия вдохновила его на создание в 1849 книги стихов «Сазандар» , в 1852 — исторической пьесы «Дареджана Имеретинская».
С 1851 Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. Сборники стихов поэта были доброжелательно встречены разными критиками. В 1859 — 60 был одним из редакторов журнала «Русское слово». В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» , хотя и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности . В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов.
И. Тургенев и Н. Страхов защищали от нападок самобытный талант Полонского, подчеркивая его «поклонение всему прекрасному и высокому, служение истине, добру и красоте, любовь к свободе и ненависть к насилию». В 1880 — 90 Полонский был очень популярным поэтом. В эти годы он вернулся к темам своей ранней лирики. Вокруг него объединяются самые разные писатели, художники, ученые.
Он очень внимателен к развитию творчества Надсона и Фофанова. В 1881 выходит сборник «На закате», в 1890 — «Вечерний звон», проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья. С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования. Я. Полонский умер 18 октября 1898 в Петербурге.
Похоронен в Рязани.