Петр Первый — характеристика персонажа
Произведение: Медный всадник
Петр Первый . Петр представляется Пушкину существом исключительным, как бы превышающим человеческие размеры. «Гений Петра вырывался за пределы своего века», — писал Пушкин. Однако Пушкин всегда видел в Петре крайнее проявление самовластия, граничащее с деспотизмом. » Петр Первый презирал человечество, быть может, более, чем Наполеон», — писал он в «Исторических замечаниях». В «Медном всаднике» черты мощи и самовластия в образе Петра доведены до последних пределов. Открывается повесть
В первых стихах даже нет имени Петра, он как бы уподоблен Творцу и наименован: он. На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полон. Петр не произносит не слова, он только думает свои думы, — и вот, словно чудом, возникает …юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат… Очевидно, что в стихах «Медного всадника» Пушкин первоначально хотел повторить мысль о победе над сопротивлением стихий — человеческой, державной воли. Но во вступлении он выступает с призывом к стихиям: примириться со своим
Да умирится же с тобой И побежденная стихия… Но все же Петр остается просто человеком. Хотя он и является чистым воплощением самодержавной мощи, что и отличает его от всех остальных людей.
Пушкин переносит действие своей повести на сто лет вперед и заменяет образ Петра его изваянием, его идеальным образом — Медным всадником. Это и истукан, кумир, державец полумира и властелин Судьбы: О, мощный властелин Судьбы! Не так ли ты над самой бездной На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?
И сам поэт, охваченный ужасом перед этой сверхчеловеческой мощью, не умеет ответить себе, кто это перед ним — тиран или спаситель земли Русской. Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!