«О как безумно за окном…» анализ стихотворения Блока
В представлении большинства читателей ранняя лирика Александра Блока связана со «Стихами о Прекрасной Даме». Однако мало кто знает, что более ранним сборником был «Ante Lucem», что переводится с латыни — «До света». И действительно, все произведения, входящие в цикл , лишены светлого начала.
Уже в названиях звучат мотивы ночи, сна, грозы, одиночества.
Показательным в этом смысле можно считать стихотворение «О, как безумно за окном…» Этому короткому произведению предпослан эпиграф из трагедии английского драматурга
Сам юный Саша Блок представил на сцене образ Гамлета, а Любовь Менделеева — образ Офелии.
Однако это стихотворение, датированное 24 августа 1899 года, посвящено актеру Александринского театра Василию Далматову, воплотившему на сцене данного театра лучшие трагические образы русской и мировой драматургии: Гамлета, Макбета, Короля
Эпиграф задает основной тон стихотворению: все произведение пронизано состраданием к тем, кто в силу разных обстоятельств лишился крова. Монолог шекспировского героя, откуда взяты строки эпиграфа, обманутого, изгнанного из своего королевства, был призван вызвать участие в сердцах зрителей.
Скорее всего, внешним толчком для появления подобного лирического произведения стало эмоциональное потрясение от игры Василия Далматова. Однако многие исследователи раннего творчества Блока упоминают и скрытый мотив — непростые взаимоотношения с будущей невестой Любовью Менделеевой. За два года Александр написал почти триста стихотворений, но нет ни радости, ни счастья в его стихах, посвященных первой любви.
Он будто чувствовал себя изгнанником.
Участием к судьбе изгнанников полон и лирический герой блоковского стихотворения «О, как безумно за окном…». Он признается:
Мне жаль людей, лишенных крова…
Пейзаж призван подчеркнуть безумство, царящее за окном: бушующая буря, льющий без конца холодный дождь, воющий ветер. Все эти признаки ненастья рождают в душе героя двойственное чувство: с одной стороны, он сочувствует «лишенным крова», таким как шекспировский король Лир, как миллионы бедняков, влачащих жалкое существование в полуразваленных русских избах.
С другой стороны, герой, чувствующий себя в безопасности, мечтает броситься в «объятья холода сырого», чтобы «бороться с мраком и дождем». По мысли автора, именно такое состояние поможет не только испытать счастье борьбы , но и разделить участь страдальцев. Ведь, как известно, страданиями совершенствуется душа человеческая.
Лирика Блока — творческое истолкование шекспировской трагедии, а не комментарий к ней. Страстная жажда идеального роднит героя Блока с героем Шекспира. Таким образом, творчество Блока следует рассматривать как движение, вовлекающее читателя в мучительное и страстное его размышление о судьбе человеческой и лице жизни, как своеобразную «историю души поэта».
Для этого поэт-символист использует параллелизм — стилистическую фигуру, состоящую из «рядом идущих» предложений, подчеркивающих сходство образов человека и природы. Бушующая за окном непогода призвана раскрыть бурю, творившуюся в душе лирического героя. Одиночество героя, его духовная «бесприютность» и становится ведущим мотивом этого небольшого произведения.
Повторяющиеся в конце стихотворения первые строки неожиданно меняются к концу: бушующая за окном «буря злая» сменяется бушующим, но изнывающим ветром. Этот образ призван подчеркнуть не столько жалость и сочувствие героя, сколько желание испытать сильное потрясение, способное перевернуть всю его жизнь.
Таким образом, искания юного Александра Блока, сложность его движения к единству с миром, неизбежные потери и обретения — все это и составляет суть его лирики, всю его душу. Недаром современники Блока, например К. Чуковский, утверждали, что личность поэта оказывала на них просто магнетическое действие: «… В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков».