«Отцы пустынники и жены непорочны» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» было написано летом 1836 года. Пушкин задумал его как второе в цикле из шести стихотворений, связанных с христианскими мотивами. Пушкин никогда не был религиозен, но в последние годы жизни много размышлял в стихах о вере и покаянии.
Ни одно из стихотворение из цикла не было опубликовано при жизни Пушкина.
Во второй части стихотворения Пушкин перепевает молитву Ефрема Сирина, пустынника четвертого века, призывавшего к покаянию. Эта молитва издавна читается в дни
Литературное направление, жанр
Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин — реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма.
И все-таки определенные черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передает церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намек на эволюцию лирического героя.
Из всех слышанных
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из четырех строф и всего из двух неравных по длине предложений, которые не соответствуют смысловому делению стихотворения на части. Первое предложение занимает три строфы. Оно доходит до середины покаянной молитвы, в первой части которой лирический герой перечисляет все то, от чего хочет избавиться.
Второе предложение совпадает с последней строфой. Это моление о благодати.
Стихотворение по смыслу распадается на две примерно одинаковые части . Первая строфа о том, зачем отцы пустынники и непорочные жены слагали молитвы. Вторая выделяет среди всех божественных молитв покаянную. Третья и четвертая строфа — это почти дословный поэтический перепев молитвы.
Начало молитвы — обращение к Владыке с просьбой удалить из грешной души злые помыслы, а конец — просьба о дарах Божьих для души.
Стихотворение начинается и заканчивается мотивом открывшегося зрения. Лирический герой говорит, что цель молитвы — возлетать сердцем «в области заочны», то есть невидимые, нематериальные. А когда сам обращается с молитвой к Всевышнему, то просит зреть свои прегрешенья.
Так мотив открывшегося благодаря молитве зрения, позволяющего увидеть невидимое, становится основной мыслью стихотворения.
Тема стихотворения — сила искренней покаянной молитвы.
Основная мысль: через страдания и покаяние человек обретает благодать и как будто прозревает, начинает отличать добро и зло. Эта мысль созвучна написанному на 10 лет раньше «Пророку»: «И виждь, и внемли».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Он более напевный, чем традиционный для Пушкина четырехстопный, и лучше передает церковный речитатив. Женская и мужская рифмы чередуются.
Рифмовка парная.
Язык, тропы и образы
Наиболее важны для языка стихотворения церковнославянизмы и отдельные слова, относящиеся к православию: отцы пустынники, жены непорочны, возлетать, заочны, дольний, божественный, священник, Великий пост, уста, падший, Владыко, дух праздности унылой, сокрытый, зреть, прегрешенья, осужденье, смирение, терпение, целомудрие.
Лирический герой просит Бога оградить его от праздности , любоначалия , празднословия .
Героя умиляет покаянная молитва во время Великого поста. Умиляет — значит приводит к возвышенному и смиренному состоянию, вызывая слезы, дарующие радость. Умиление — это Божий дар.
Умиляться могут только те, кто понял, насколько милосерден Бог к человеческому несовершенству.
Жены непорочны и праздность унылая — устоявшиеся церковные сочетания. Собственно эпитетов три: дни печальные , неведомая сила , дольные бури и битвы. Есть сравнения и метафоры: любоначалие называется сокрытой змеей, благодаря молитве человек взлетает сердцем в «области заочны», молитва укрепляет его «средь дольных бурь и битв».
Пушкин обходится минимумом тропов. Сила стихотворения — в воссоздании покаянного духа.