От классных сочинений — к школьной газете
Опыт элективных курсов
1. Заметки и статьи в школьную прессу: теория и практика
Элективный курс для 7-го класса
Пояснительная записка
Цель программы — развитие навыков учащихся 7-го класса в работе над статьями и заметками в общешкольную газету. Перспективная цель — подготовка учащихся к сотрудничеству с областными и федеральными периодическими изданиями.
Программа охватывает основные категории журналистского мастерства, помогает школьникам их постичь.
Содержание курса включает в себя изучение основных
Ученикам предлагается изучить теорию и отработать
Программа рассчитана на 10 часов, предназначена для ведения элективного курса в 7-м классе. Это поможет своевременно развить способности, инициативу, логическое и образное мышление школьников.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
основные газетные жанры; отличия заметки от статьи; своеобразие вступления, основной части, заключения; законы построения газетной речи.
Учащиеся должны уметь:
логично излагать материал; выразить свою позицию; брать интервью и оформлять его; создавать заметки и статьи; использовать цитаты из художественного произведения для подтверждения своих мыслей ; правильно строить текст; осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.
Тематический план
1. Организационное занятие. Что вокруг нас можно описать? 2. Сообщение о школьном мероприятии. 3. Репортаж с урока, классного часа.
4. Интервью с интересным человеком . 5. Подготовка новостей из жизни класса, школы. 6. Рейд, его назначение. Мониторинг результатов. 7. Государственные праздники в газете.
8. Стихи в школьной газете. 9. Оформление газеты. Подведение итогов.
Содержание курса
Тема 1. О чем пишем в школьной газете? Что интересного вокруг нас? Литературный язык — основа работы юнкора.
Сбор фактов. Составление плана перед написанием заметки, статьи. Работа над ней.
Форма занятия: Лекция.
Тема 2. Посещение мероприятия. Правила поведения юного корреспондента. Что записать в первую очередь? Проверка фактов, дат, фамилий.
Обработка материалов. Заголовок.
Форма занятия: посещение мероприятия и домашнее задание .
Тема 3. Тема урока, классного часа. Участники. Что нового вы узнали? О чем интересно будет читать?
Запись в процессе урока, классного часа. Обработка материалов. Работа со словарем, учебником .
Форма занятия: посещение мероприятия и домашнее задание .
Тема 4. Интервью. Время и место беседы. Культура речи. Постановка вопросов.
Запись слов собеседника. Уточнения. Особенности речи собеседника, их передача. Тема беседы. Внимание к слову, фактам, подробностям.
Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение статей.
Обсуждение.
Форма занятия: практикум.
Тема 5. Роль новостей в газете. «Краткость — сестра таланта». Расположение новостей. Самое важное.
Единый стиль представления новостей.
Форма занятия: лекция, практические упражнения.
Тема 6. Школьный рейд. Предмет рейда. Культура проведения рейда. Сопоставление фактов.
Мониторинг. Подготовка заметки для школьной газеты.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема 7. Важнейшие даты в жизни страны. Историческая намять народа. Орфография. Роль прописных букв в материалах.
Стихи при рассказе о государственных праздниках. Дни воинской славы России.
Форма занятия: лекция.
Тема 8. Стихи как жанр. Ритмика. Размер. Рифма. Стихи в школьной газете.
Псевдоним, его функция. Стихи как эпиграф. Стихотворная цитата как подтверждение мысли.
Поэтический заголовок. Правила цитирования.
Форма занятия: практикум.
Тема 9. «Шапка» газеты. Выходные данные. Порядковый номер газеты. Расположение материала.
Блок новостей. Иллюстрации и фотографии в школьной прессе. Компьютер — помощник при создании газеты.
Рубрики. Оформление газеты силами слушателей курса. Подведение итогов работы.
Форма занятия: практикум.
Варианты заданий
К теме № 3
Напишите заметку о классном часе: а) запишите тему классного часа, дату и место проведения; б) укажите фамилию, имя, отчество классного руководителя; в) расскажите о выступивших гостях, учителях, ребятах, родителях; г) назовите форму проведения классного часа ; д) опишите оформление кабинета ; е) найдите в классном часе его идею, цель проведения; ж) расскажите о реакции учеников на происходящее; з) побеседуйте с учениками после классного часа, запишите 2-3 отзыва ребят о мероприятии, включите их в заметку; и) сделайте вывод; к) напишите заметку, проверьте орфографию и пунктуацию.
К теме № 5
Подготовьте блок новостей, распределите их по значению:
А) прочитайте собранные юнкорами новости;
Б) выберите из них главную, поместите ее на первое место;
В) расклассифицируйте остальные факты, придерживаясь традиционного оформления:
победы в областных конкурсах, викторинах, соревнованиях; победы в районных, городских конкурсах, викторинах, соревнованиях; общешкольные события; спортивная жизнь школы; предметные декады; события в классах; поездки, экскурсии;
Г) еще раз проверьте орфографию и пунктуацию.
Приложение.
2-е место в районных соревнованиях по волейболу; поход 6 «А» в д. Леоново; конкурс рисунков в начальной школе; декада русского языка и литературы; сокращение количества двоек в 8 «Б» на 11%; новые стенды в кабинете ИЗО.
К теме № 9
Оформите газету при наличии готового материала:
А) определите два основных цвета для газеты;
Б) сделайте заголовок, укажите порядковый номер, девиз, выходные данные, рамку ;
В) распределите место в газете;
Г) оформите новости;
Д) сделайте остальные заголовки;
Е) определите место для иллюстраций;
Ж) оформите материалы;
З) проверьте ошибки.
2. Развитие культуры речи учащихся при подготовке школьной газеты
Элективный курс для 9-го класса
Пояснительная записка
Предлагаемая программа нацелена на развитие культуры речи учащихся 9-х классов, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты.
Программа знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 10-11-м классах гуманитарного профиля.
Особенность курса. Помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания как для школьной прессы, так и для районной газеты. Ученикам предлагается не только рассказывать о школьных событиях, но и создавать работы, приуроченные к знаменательным датам для тематических газет, выпускаемых ежемесячно объединением юнкоров «Первопроходцы». В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи.
На занятиях решаются теоретические и практические задачи, школьники приобретают опыт выражения своих мыслей и суждений.
Программа рассчитана на 20 часов, предназначена для девятиклассников, готовящихся выбрать в 10-11-м классах гуманитарный профиль обучения.
Цели курса. Теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной газеты. Формирование культуры речи учащихся.
Задачи курса
расширение представлений о газетных жанрах; развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной газеты; развитие культуры речи учащихся; развитие познавательного интереса к СМИ; содействие личностному росту учащихся.
Методические принципы курса
— Личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
— Коммуникативная направленность обучения дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;
— Деятельностный характер обучения позволяет каждому слушателю курса научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
— Взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических газет;
— Поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;
— Принцип автономии Учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Для курса характерны следующие особенности:
— организация обучения как творческой деятельности;
— формирование творческого отношения к работе;
— развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;
— обучение средствам выразительности речи;
— совершенствование умения работать в коллективе;
— способствование личностному развитию учащихся;
— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;
— формирование чувства ответственности за результаты общего дела.
Требования к уровню освоения курса
Учащиеся должны знать:
основные жанры прессы; специфику создания заметок, статей разных жанров; законы построения номера школьной газеты; принципы организации рубрики в газете; особенности речевой организации школьной газеты; некоторые виды тропов, приемов построения речи.
Учащиеся должны уметь:
логично излагать материал; создавать различные по жанру заметки и статьи; проводить опросы, анкетирование учащихся, осуществлять мониторинг деятельности; брать интервью и оформлять его; работать индивидуально, в соавторстве, в группе; уметь создавать циклы статей на определенную тематику; правильно строить текст; уметь применять некоторые виды тропов, приемов построения речи; осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.
Тематический план
1. Организационное занятие. Текст
2. Сообщение
3. Репортаж
4. Рубрики в школьной газете
5. Блок новостей
6. Интервью
7. Очерк-биография
8. Заголовок, план статьи
9. Цикл статей на определенную тему
10. Рейд
11. Анкетирование, опросы в школьной прессе
12. Стилистика текста
13. Цитаты, эпиграфы, риторические вопросы, построение текста
14. Правка текста
15. Государственные праздники в газете
16. Традиции школьной газеты
17. День газеты. Номер-презентация
18. Оформление газеты. Подведение итогов
Содержание курса
Тема 1. Оргвопросы. Текст. Виды информации в тексте. Текст статьи.
Особенности публицистического текста.
Форма занятия: лекция.
Тема 2. Сообщение. Предмет сообщения. Средства передачи информации.
Цель сообщения. Адресат. Лаконизм художественных средств.
Форма занятия: практикум.
Тема 3. Репортаж. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод. Многозначность.
Параллельная и цепная синтаксическая связь.
Форма занятия: практикум.
Тема 4. Рубрики в школьной газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Ведение рубрики. Единство оформления. Выпускающий редактор рубрики.
Постоянство, традиции в содержании и оформлении.
Форма занятия: практическое занятие с примерами из архива редакции.
Тема 5. Блок новостей. Новости как жанр. Структура и содержание блока.
Оперативность. Лаконичность. Степень важности.
Место новостного блока в газете.
Форма занятия: практикум .
Тема 6. Интервью. Причины, время и место беседы. Запись со слов интервьюированного. Особенности диалога. Постановка вопросов.
Уточнения. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений.
Подготовка статьи. Чтение и обсуждение подготовленных интервью.
Форма занятия: практикум.
Тема 7. Очерк как жанр. Герой очерка. Сбор материалов.
Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления.
Композиция очерка.
Форма занятия: лекция.
Тема 8. Заголовок, план статьи. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие. План статьи: простой, сложный.
Форма занятия: лекция и домашнее задание
Тема 9. Цикл статей. Тема и подтемы. Стиль.
Взаимосвязь заголовков. Авторство и соавторство при создании нескольких статей.
Форма занятия: Лекция и домашнее задание .
Тема 10. Рейд. Цели. Форма.
Мониторинг. Культура поведения.
Форма занятия: смотр классных уголков и мониторинг .
Тема 11. Анкетирование, опросы в школьной прессе.
Мониторинг. Предмет мониторинга.
Время, место проведения. Опросники. Тесты. Анкеты.
Подведение итогов, их оформление.
Форма занятия: практическое занятие.
Тема 12. Стилистика текста. Стиль. Тропы и фигуры.
Абзацы. Риторические вопросы. Вывод. Композиция.
Синтаксис.
Форма занятия: лекция.
Тема 13. Построение текста. Эпиграфы.
Цитаты. Связь предложений в тексте. Анализ публицистических текстов в газетах и журналах.
Первичная правка текста: орфографическая, стилистическая, пунктуационная. Деление текста на микротемы, абзацы. Статья-текст с продолжением .
Форма занятия: лекция и практические задания.
Тема 14. Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная.
Форма занятия: практикум.
Тема 15. Государственные праздники. Важнейшие даты в жизни России.
Патриотизм, историческое и современное значение этого слова. Орфография, прописные буквы. Роль цитат.
Дни воинской славы России.
Форма занятия: лекция.
Тема 16. Традиции школьной газеты. День газеты. Прием в редакцию.
Поздравление выпускников. Грамоты, поздравительные адреса, дипломы. Представление к награде.
Совет газеты. Линейки. Редакционная статья.
Форма занятия: подготовка и проведение линейки для начальной школы.
Тема 17. День газеты. История газеты.
Номер-презентация.
Форма занятия: подготовка номера газеты и приглашение учащихся к сотрудничеству.
Тема 18. Оформление газеты силами слушателей курса.
Форма занятия: практическое занятие.
Варианты заданий
К теме № 15
Оформите газету, посвященную Куликовской битве — Дню воинской славы России:
А) изучите исторический и фактический материал;
Б) придумайте заголовок;
В) распределите место в газете;
Г) оформите «шапку» и заголовки для тематической газеты;
Д) сделайте рисунки;
Е) оформите материалы;
Ж) проверьте ошибки.