Мир ребенка в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче»

I. Вводная часть

На прошлом уроке мы читали и обсуждали стихотворение Некрасова » Железная дорога», рассматривали художественный прием, который использовал автор в стихотворении. Как он называется?

— Что противопоставляется в стихотворении?

Один из героев этого стихотворения — ребенок. Именно через ребенка острота противопоставления передается с особой силой.

Сейчас я прочту вам отрывок из одного уже популярного вам рассказа. В нем тоже есть герой-ребенок и яркая антитеза.

— Узнаете ли вы этот рассказ?

Кто его автор?

— Что заставило Ваньку написать письмо?

— Дойдет ли оно? Почему? А если бы дошло?

— Почему Чехов так заканчивает рассказ?

Одним из современников Чехова был писатель Леонид Андреев. У него тоже есть рассказы о несчастной судьбе детей. Один из самых известных — «Петька на даче».

II. Беседа по рассказу

— Как жилось Петьке в парикмахерской?

— Как эта жизнь отразилась на внешности мальчика?

— Какие чувства он испытал, когда узнал о поездке на дачу?

— Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?

— Какие сравнения использует

автор при описании местности, которую проезжает Петька? Почему описывает мельчайшие детали?

— Как изменилась внешность Петьки на даче?

— Как чувствовал себя Петька на природе?

— Как встретил известие об отъезде? Почему сначала улыбался? Почему закричал?

— Как господа отнеслись к горю мальчика?

— Как ведет себя Петька в поезде, когда едет в город?

— Почему автор не описывает красоту природы, ведь мальчик возвращается той же дорогой?

— Чем была для Петьки поездка на дачу?

— Какие чувства вызвал у вас мальчик?

— Как автор относится к Петьке?

III. Обращение к живописи

Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. По­смотрите на картину Маковского «Свидание».

— О каком свидании идет речь? Опишите героев картины. Почему они не смотрят друг другу в глаза?

— Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?

— Какие краски использовал Художник? Как вам кажется, почему?

IV. Обобщение

На доске вы видите два эпиграфа к сегодняшнему уроку. Прочитайте их. Почему они такие разные? Каким должно быть детство?

Какое оно было у детей бедняков? От кого зависит жизнь детей? Что должны помнить взрослые, чтобы сделать жизнь ребенка как можно счастливее?

V. Домашнее задание

1. Письменно ответить на вопрос: «Почему рассказ называется «Петька на даче»?»

2. Если вас затронула эта тема, вы можете прочитать следующие произведения: А. И. Куприн. «Белый пудель»; М. Горький. «Дед Архип и Ленька»; Л. Н. Андреев. «Ангелочек»; В. Г. Короленко. » Дети подземелья».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Мир ребенка в рассказе Л. Н. Андреева «Петька на даче»