М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Вопрос о том, каким должен быть поэт, какова его роль в обществе, каковы задачи поэзии, всегда волновал и волнует представителей искусства. Поэтому тема назначения поэта — центральная тема поэзии XIX века.

Во всем, о чем бы ни писали поэты, скрывался передовой человек времени, сказывалось не примирение с действительностью, а активная воля и стремление к уничтожению всего, что теснило, подавляло, калечило народ и жизнь личности.

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, как представители передовых кругов русского общества XIX века, возглавили дальнейшее

движение литературы вперед, определили ее последующее развитие.

По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов. Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более широкий и сложный образ поэта. Сложность эта объясняется теми условиями жизни, которые были связаны с последствиями разгрома декабристов.

В лирике Лермонтова выражен протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи наложили отпечаток на его творчество. Неудовлетворенность существующим носит у Лермонтова активный характер.

Стихи для него

— орудие борьбы.

Лермонтов понимал, что литература является могучим средством воздействия на читателей.

В его поэзии с первых же строк звучит тема одиночества. Противоположность двух поэтических миров отчетливо видна при сравнении «Пророка» Пушкина и «Пророка» Лермонтова. Последний подхватывает пушкинскую тему преображения поэта в пророка и развивает ее. У Пушкина стихотворение звучит предвестием великого дела, которое предстоит свершить пророку в мире, широко открытом перед ним, ждущем его:

…обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

Лермонтов же эту тему продолжает в ином ключе — печали и разочарования. Мир, куда выходит лермонтовский пророк, полон злобы и вражды. Все живое, доброе, истинное, светлое, чистое сосредоточилось в пророке и на том островке жизни , куда его изгоняют «они» — те, кому пророк пытался проповедовать «любви и правды чистые ученья».

Эти «они», исполненные бешеной злобы, самодовольной гордости и неверия, «жадною толпой стоящие у трона», — палачи «Свободы, Гения и Славы». «Они» — пестрая толпа, рабы и господа, населяющие «немытую Россию», это и «наше поколенье», постыдно равнодушное к добру и злу.

Лермонтов хотел, чтобы поэзия призывала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении «О, полно извинять разврат…», посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный «высокой мыслью и душой», ничего не страшащийся.

Однако в современной действительности Лермонтов почти не видел таких поэтов.

Острая и меткая характеристика литературы тех лет дается Лермонтовым в стихотворении «Журналист, читатель и писатель». В связи с политической реакцией в 30-е годы XIX века значительная часть русских литераторов стремилась уйти от острых вопросов жизни, старалась замкнуться в кругу мелких интересов, ограничиться незначительными «безопасными» темами.

В 1837 году после безвременной гибели Пушкина прозвучал «голос страсти благородной» Лермонтова. Он создал стихотворение «Смерть поэта». Его волновали противоположные чувства: любовь и ненависть, скорбь и гнев, восхищение и презрение. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни торжественным венком славы.

Он «дивный гений» с «чудной силой» таланта и «чудными песнями». Особенно восхищает Лермонтова его «свободный, смелый» поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет «жадную толпу, стоящую у трона».

Это обличительное гневное стихотворение быстро распространилось по всей стране и прославило имя автора, утвердив его как поэта.

Стихотворение «Поэт» построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор рассказал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, но погиб господин, и кинжал, который «не по одной груди провел страшный след и не одну порвал кольчугу», «свое утратил назначенье».

Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее безвредное украшение. То, что с ним случилось, напоминает Лермонтову судьбу поэта.

Лермонтов раскрыл трагедию одинокой души, брошенной в холодный, враждебный, жестокий мир, с огромной силой и полнотой, болью и страстью. Однако это одиночество — не отрешенность от жизни, это упрек и вызов окружающей поэта действительности. Протест заглушает в поэте настроение безысходности, рождает жажду жизни, стремление не бежать от мира, а найти себя и свое место в нем. «Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня» — в этих словах стихотворения «Узник» звучит страстный порыв поэта к свободе, к счастью.

Диана ХУБЛАРОВА, гимназия № 1514, Москва

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии