«Золотистого меду струя из бутылки текла…» анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение «Золотистого меда струя из бутылки текла» Мандельштам написал в 1917 г. в Алуште. Стихотворение посвящено Вере и Сергею Судейкиным, которые снимали комнату на даче. У них гостил Мандельштам, ставший свидетелем описанной сцены.
По воспоминаниям Веры Судейкиной, им нечем было угостить Мандельштама, кроме меда и чая, не было даже хлеба. Некоторые исследователи считают, что стихотворение правдиво передает содержание беседы Мандельштама и хозяев. Другие усматривают в мифологических образах зашифрованные
В первых двух изданиях стихотворение называлось «Виноград», в последующих названия не имело.
Мифологические аллюзии стихотворения
Мандельштам проводит мифологическую параллель между вынужденно живущими в Тавриде в 1917-1918 гг. беглецами, среди которых множество деятелей культуры и искусства , и Одиссеем. Герой, завоевавший Трою, вынужден был по дороге домой надолго остановиться у киммерийцев. Это место Одиссей называл «печальной областью», а Мандельштам — «печальной Тавридой». Для героев стихотворения все закончилось по-другому: они так и не попали на родину,
Судьба пленников Тавриды неизвестна Мандельштаму в 1917 г. Они, как Одиссей, стоят перед входом в Аид, находящийся как раз в Тавриде, и вопрошают о будущем. Одиссей получил ответ, этим заканчивается стихотворение.
Упоминается также верная Пенелопа, но имя ее не называется. Она противопоставляется Елене, своей изменой спровоцировавшей Троянскую войну. Хозяйка комнаты у Мандельштама ассоциируется с Пенелопой. Она красива, «всеми любима» и занимается вышиванием .
Упоминается миф об аргонавтах, плававших за золотым руном. Исследователи спорят, какое отношение имеет этот более ранний миф к истории Одиссея, с которой ассоциируется пребывание в Крыму Судейкиных. Но Мандельштам и Судейкины в беседе упоминали золотое руно, потому что художник Сергей Судейкин оформлял в 1906 г. журнал «Золотое руно», задуманный символистским кружком «Аргонавты».
Восклицание «Где же ты, золотое руно?» — это тоска по тому прекрасному времени , когда можно было спокойно жить, рассуждая о прекрасном и не думая о куске хлеба. Скорее всего, золотое руно не имеет символического значения, заложенного в мифе, то есть не является символом утверждения своих истинных прав .
Еще один греческий миф, упоминаемый в стихотворении, — культ Бахуса, то есть виноделия, которое Мандельштам называет наукой Эллады в каменистой Тавриде. Все образы, связанные с виноделием, в стихотворении акмеистические, земные: отсутствие людей, ушедших на сезонные работы, катящиеся бочки, готовые принять новое вино, описание виноградников, обновляющихся подвалов, голосов сторожей-татар в шалашах.
Литературное направление и жанр
Стихотворение написано по законам литературного направления акмеизма, приверженцем которого Мандельштам оставался всю жизнь. Материальность образов так сильна, что читатель порой сомневается в их правдивости. Мед не хранят в бутылках, он быстро теряет текучесть и перестает выливаться.
Но именно в правдивости образов сила акмеизма. Золотистая жидкость, которую гость и хозяева, тоже не местные, принимают за мед — сгущенный виноградный сок , который часто использовали при чаепитиях вместо сахара.
Таких примет действительности множество в стихотворении. Например, дом с винным подвалом и колоннами, комнату в котором снимают герои, подобен традиционному греческому дому, где ждала Одиссея Пенелопа.
Не следует искать в стихотворении символы, скорее оно наполнено подтекстами, понятными участникам описанной беседы. Мифологические мотивы важны не сами по себе, а в той степени, в которой они были близки и важны людям в 1917 г., застывшим в ужасе перед надвигающимся хаосом. Жанр стихотворения близок к философскому, но с элементами жанровой сценки и пейзажной лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения отражает тематику беседы Мандельштама и Судейкиных: история, наука, искусство, возвращение домой, верность и любовь, миф об Одиссее. Основная мысль — тоска по прошлому и страх перед будущим, неизвестностью.
Стихотворение состоит из 6 строф, в которых описывается и беседа между лирическим героем и хозяевами, и их передвижения . Но это вынужденно замкнутое пространство открывает перед беседующими все пространство и время человеческой истории. Они живут как бы и в Алуште, и в дореволюционном любимом Петербурге, и даже в Древней Элладе.
Последняя строфа — мечта повторить судьбу Одиссея, который, пережив лишения и состарившись, вернулся, обогащенный «пространством и временем». Несбывшаяся для героев стихотворения мечта.
Тропы и образы
Зрительные образы Мандельштам передает с помощью эпитетов и наречных эпитетов: золотистого меда струя, тягуче и долго текла, тяжелые бочки, огромный коричневый сад, темные шторы, белые колонны, каменистая Таврида, белая комната.
Метафорические эпитеты создают настроение стихотворения: печальная Таврида, спокойные дни, тяжелые волны, сонные горы. Эту же роль играет олицетворение дни катятся.
Метафоры стихотворения рождают четкие зрительные образы: сонные горы обливаются воздушным стеклом ,
Сравнение штор в доме с опущенными ресницами превращает весь образ дома в олицетворение.
В описании виноградника Мандельштам одновременно использует метафору и сравнение, утверждая, что виноград живет, как старинная битва, и метафорически описывая виноградник. В начале 20 в. виноград сажали в шахматном порядке в виде отдельных кустиков, каждый напоминал горбатый круп лошади, на котором сидит кудрявый всадник. Коричневый сад и ржавые грядки — точное описание виноградников Крыма, в которых коричневые грунты оставляли чистыми, выпалывая растительность.
Метафоры последней строфы важны для общей идеи стихотворения. Корабль Одиссея, натрудивший в морях полотно , связывается с полотном, которое пряла Пенелопа. Оба эти полотна — материальное выражение времени и пространства, наполненным которыми вернулся Одиссей .
В стихотворении важны цвета . Вокруг золотого века сосредоточены рассуждения героев. Белая комната, прялка и колонны, вызывающие образ античного мрамора, синева неба и моря, зелень виноградников и коричневая ржавая земля. Стихотворение наполнено движениями, которые, как кажется, приведут к вожделенной цели. Движения разнонаправлены.
Это горизонтальные полосы коричневых грядок, моря, корабельного следа, нити, которую прядет Пенелопа, вертикальные полосы текущего из бутылки меда, опущенных коричневых штор и белых колонн. Курчавые виноградники образуют спиральные и круговые линии, как и катящиеся бочки-дни. Движения пространства и времени перемешаны в образах.
Время течет в стихотворении тягуче-медленно, в ожидании. Пространство, сжатое сначала в бутылке, расширяется в комнату, потом в сад, во все пространство Тавриды и в весь античный мир, чтобы в конце снова сжаться в дом, куда возвращается Одиссей. Это надежда на счастливый конец для современников.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано 5-стопным анапестом. Рифмовка перекрестная. Мужская рифма чередуется с женской.