Тем, кто идет учить в первый раз
Взрослые люди не очень-то любят чужие советы. Мы, учителя, вероятно, к «взрослым» не относимся . В нашем хозяйстве всякая идея — как полезная запчасть: когда-нибудь да пригодится. Может быть, уже завтра.
Когда день за днем к каждому уроку надо изобретать новый велосипед, чтобы потом на нем поехать, — конечно, будешь рад, если в запасе есть уже готовые рабочие «узлы».
Эта рубрика — своего рода пункт обмена полезными идеями и просто добрыми советами на разные случаи школьной жизни. Мне кажется , что тут мы все равны. У молодых
В дальнейшем речь у нас пойдет главным образом об уроках: как их «делать», как проводить, что задавать, сколько отметок ставить и проч. Но для первого раза — несколько советов тем, кто в этом сентябре пойдет учить детей литературе впервые. Впрочем, эти советы, вероятно, подойдут любому «новобранцу» — не только словеснику: они скорее просто человеческие, чем «узкоспециальные». И кроме того, хочется сказать: «Держитесь, ребята, мы с вами!» — но в том-то и дело, что каждый из нас всегда сражается в одиночку.
И все-таки — чем сможем,
Итак, какая бы «окопная правда» школьной жизни вам ни открылась, постарайтесь не унывать и помните несколько утешительных, но при этом честных и правдивых «общих мест».
В школе не бывает легко. Зато и скучно не бывает. Работать в школе — значит жить яркой и полной жизнью. Как в приключенческом романе. А думаете, там героям жилось легче?
Учитель — профессия экстремальная . Она требует от человека свойств и умений, с которыми не рождаются. На то, чтобы накачать «педагогические мускулы», уйдет несколько лет. Быстрее не получится. Зато вы молоды, и это огромное достоинство, которое стоит многих «умений». Первый год в школе нужно просто выжить.
Конечно, иногда встречаются счастливчики, которым сразу все легко дается . Большинству в первые годы работы частенько приходит мысль о дезертирстве. Не мое, мол, это призвание; все равно ничего не получится; я никогда с этим не справлюсь и т. п. Не обращайте вниманья, маэстро! Чтобы потом не презирать себя за слабость, отстойте вахту до конца. Хотя бы год . Если школа в самом деле не для вас, по крайней мере уйдете с высоко поднятой головой.
Найдете себе другую работу. Скорее всего, она покажется вам скучной. И уж точно — легкой. Не ставьте себе плохих отметок . И не слушайте, если их ставят другие. Начинающего учителя нельзя оценить объективно — как и первоклассника.
И тот, кто пытается это делать , поступает, мягко говоря, непрофессионально. Нет, если вас хвалят — это правильно. Но если говорят, что вы все делаете плохо — не верьте.
Нам не дано предугадать, как отзовется ваше слово. Делайте, что можете. Учительский труд дает плоды, как бы мы ни оценивали свои таланты. Наши выпускники пока еще умеют читать, писать и думать. Гениальные педагоги — редкость, зато талантливых гораздо больше, чем принято думать.
Школа не даст зарыть в землю ни одно из ваших дарований. Все пойдет в ход. Не пытайтесь что-то из себя изображать, даже из возвышенных побуждений. Лучшее, что можно сделать, — это быть собой. Дети не прощают фальши, а уж они-то найдут способ выразить нам свое неодобрение — мало не покажется.
Быть артистичным для учителя, конечно, большой плюс, а вот быть неестественным нельзя ни в коем случае! Только последите за своим языком: ваша речь должна быть чиста и прекрасна. Такая работа…
Дети вообще будут вас все время видеть, причем довольно скоро они станут видеть вас более или менее насквозь. Не нужно этого бояться, но и забывать об этом нельзя. Платите им той же монетой: смотрите на них и вникайте.
Не прячьтесь за журнал или конспект урока. Учитель, в сущности, волшебник — за что нас и побаиваются. Ну, пусть себе. Это не повод отказаться от своего права превращать тыкву в карету, а медведя — в принца.
Кому-то вдруг покажется, будто школа его враз состарила. Еще бы! Все ровесники остались Машами и Колями, а вы вдруг стали Марьей Алексеевной. Не завидуйте.
Да, школа отнимает юность . Зато школа продлевает молодость. Надолго. Практически на всю жизнь.
Старайтесь высыпаться. Сонный учитель — плохой учитель, и дети его не слушаются. А непослушные дети хуже непроверенных тетрадок. Учебный год однажды закончится. Сдадите завучу последнюю бумажку «отчетности» — и все!
Вы даже представить себе не можете, какими вы в тот день окажетесь мудрыми, сильными и счастливыми.
Но про бумажки в другой раз. А сейчас остается только пожелать, чтобы вы полюбили школу, а школа полюбила вас.
Обращаем ваше внимание на то, что в феврале-апреле 2015 года О. В. Смирнова будет вести очный курс занятий в рамках курсов Педагогического университета «Первое сентября». Следите за рекламой — каталог курсов появится в середине осени!