Тематическое планирование по предмету «Живопись» 5 класс — скачать бесплатно

Тематическое планирование

По предмету

Живопись

5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

№ Урока

Наименование темы

Часы

Содержание теоретического материала

Практическая работа

Используемые материалы

Учебно-универсальные действия

Домашнее задание

Ι четверть Древние корни народного искусства

1

Древние образы в народном искусстве

2

Условно-символический язык крестьянского

прикладного искусства. Форма и цвет как знаки. Древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы

Выполнение живописной работы на тему

Образ древа жизни

, создание обобщенных изображений на основе традиционных образов

Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

Познавательные УУД

Наброски деревьев

2

Убранство русской избы

2

Дом как микрокосмос, словно-символический характер в украшении избы снаружи. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома — подземный мир; знаки-образы

в декоре избы, связанные с разными сферами обитания).

Изображение деревенской избы снаружи по древне — русским традициям с живописным убранством крестьянского дома: охлу пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни.

Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

Регулятивные действия

Наброски в интерьере

3

Внутренний мир русской избы

2

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика .

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда , включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера .

Акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик

Умение сосредоточиться на выполнении задания, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Зарисовки стульев, столов

4

Конструкция и декор предметов народного быта

2

Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь — образ.

Изображение украшенного предмета русского быта , ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др.

Смешанная техника , кисть, бумага.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Наброски предметов быта

5

Русская народная вышивка

2

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность . Символика цвета в крестьянской вышивке .

Создание эскиза вышитого полотенца, скатерти по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца живописным орнаментом вышивки

Восковые мелком и акварельная заливка кисть, бумага

Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Создавать самостоятельные вари-анты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию.

Наброски элементов одежды

6

Народный праздничный костюм

4

Общая цветовая гармония женского праздничного костюма: определенная цветовая гамма как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма. Головной убор. Женский пояс как элемент декоративного оформления костюма.

Украшения женского и праздничного костюма: галуны, золотошвейный орнамент, цепочки с подвесками.

Изображение русской красавицы в народном праздничном костюме. Украшение как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма

Г Уашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик

Уметь характеризовать своеобразие и отличительные черты художественно-эстетического оформления русского женского костюма .

Наброски фигур людей на улице

7

Народные праздничные обряды

4

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы , это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.

Р Аскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику

Г Уашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества .

Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства

Зарисовки групп людей

2 четверть Связь времен в народном искусстве

Костюм

8

Древние образы в современных народных игрушках

2

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов .

Создание своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Учитывать особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.

Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки.

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

.

Наброски мягких и резиновых игрушек

9

Искусство Гжели

4

Значение промысла Гжели для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров.

Разнообразие посудных форм, единство формы и декора.

Изображение выразитель-ной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой

Мазок с тенями

, дающий пятно с игрой тональных переходов — от свет-лого к темному.

Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик

Осознавать нерасторжимую связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Осваивать приемы гжельского кистевого мазка —

Мазка с тенями

.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы

Наброски цветов

10

Искусство Городца

4

Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях.

Основные приемы городецкой росписи.

Изображение живописной работы в технике росписи городец на тему

Город

,

На прогулке

и др. с использованием характерных особенностей росписи

Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически

Оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и

Гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции

Наброски зданий, элементов декора домов

11

Хохлома

2

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или

Травка

, — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.

Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией . Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.

Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель

Иметь представление о видах

Хохломской росписи (

Травка

, роспись

Под фон

,

Кудрина

),различать их.

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы

Зарисовки растений по памяти

Жостово. Роспись по мелаллу

2

Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Г Уашь,

Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Наброски посуды: чайников, сковород, кружек

12

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

2

Выставка работ и беседа на тему

Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту

Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине по народным художественным промыслам

Карточки с вопросами, карандаш, бумага

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Создание своей собственной росписи, придумать ей название

3 четверть Декор — человек, общество, время

13

Зачем людям украшения

4

Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Изображение с особенностями декора людей разного статуса и разных стран Украсить их одежду согласно статусу в обществе

Г Уашь,

Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи .

Придумать украшение для себя

14

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

4

Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян

Изображение аксессуара в египетском стиле, поиск выразительной формы, украшение его узором, в котором используются характерные знаки-символы.

Г Уашь,

Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы

Зарисовки египетского орнамента

15

Одежда

Говорит

о человеке

4

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17 в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Выполнение работы

Бал во дворце

(продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах

Г Уашь,

Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме

Костюм разных социальных групп в разных странах

.

Наброски одежды человека

16

О чем рассказывают гербы и эмблемы

4

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов разных стран. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Создание по образцу герба

Или изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба по выбору

Г Уашь,

Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения

Придумать герб своей семьи, эмблему класса, школы

17

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

4

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил Художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал по стилистическому признаку.

Бумага, карандаш, ластик

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зри-тельного материала по декоративно — прикладному искусству.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Наброски костюма

4 четверть Декоративное искусство в современном мире

18

Современное выставочное искусство

7

Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Выполнить копию с живописной работы современного художника

Г Уашь,

Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно — прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли вы-разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Разработать рамку для своего произведения, сделать паспарту

19

Ты сам — мастер

7

Новые черты современного искусства. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности.

Участие в отчетной выставке работ по изобразительному искусству на тему

Украсим школу своими руками

.

Г Уашь,

Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу

От простого — к сложному

.

Нарисовать эскиз витража, коллажа, наброски людей на выставке

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тематическое планирование по предмету «Живопись» 5 класс — скачать бесплатно