Тематическое планирование по предмету «Живопись» 5 класс — скачать бесплатно
Тематическое планирование
По предмету
Живопись
5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
Наименование темы | Часы | Содержание теоретического материала | Практическая работа | Используемые материалы | Учебно-универсальные действия | Домашнее задание | |
Ι четверть Древние корни народного искусства | |||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | 2 | Условно-символический язык крестьянского | Выполнение живописной работы на тему Образ древа жизни , создание обобщенных изображений на основе традиционных образов | Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Познавательные УУД | Наброски деревьев |
2 | Убранство русской избы | 2 | Дом как микрокосмос, словно-символический характер в украшении избы снаружи. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома — подземный мир; знаки-образы | Изображение деревенской избы снаружи по древне — русским традициям с живописным убранством крестьянского дома: охлу пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. | Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Регулятивные действия | Наброски в интерьере |
3 | Внутренний мир русской избы | 2 | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика . Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда , включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. | Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера . | Акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик | Умение сосредоточиться на выполнении задания, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Зарисовки стульев, столов |
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 2 | Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь — образ. | Изображение украшенного предмета русского быта , ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. | Смешанная техника , кисть, бумага. | Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. | Наброски предметов быта |
5 | Русская народная вышивка | 2 | Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность . Символика цвета в крестьянской вышивке . | Создание эскиза вышитого полотенца, скатерти по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца живописным орнаментом вышивки | Восковые мелком и акварельная заливка кисть, бумага | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные вари-анты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. | Наброски элементов одежды |
6 | Народный праздничный костюм | 4 | Общая цветовая гармония женского праздничного костюма: определенная цветовая гамма как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма. Головной убор. Женский пояс как элемент декоративного оформления костюма. Украшения женского и праздничного костюма: галуны, золотошвейный орнамент, цепочки с подвесками. | Изображение русской красавицы в народном праздничном костюме. Украшение как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма | Г Уашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик | Уметь характеризовать своеобразие и отличительные черты художественно-эстетического оформления русского женского костюма . | Наброски фигур людей на улице |
7 | Народные праздничные обряды | 4 | Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы , это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии. | Р Аскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику | Г Уашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества . Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства | Зарисовки групп людей |
2 четверть Связь времен в народном искусстве | Костюм | ||||||
8 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы в современных народных игрушках. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов . | Создание своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Учитывать особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. | Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. . | Наброски мягких и резиновых игрушек |
9 | Искусство Гжели | 4 | Значение промысла Гжели для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие посудных форм, единство формы и декора. | Изображение выразитель-ной посудной формы с характерными деталями на листе бумаги. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой Мазок с тенями , дающий пятно с игрой тональных переходов — от свет-лого к темному. | Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Осознавать нерасторжимую связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — Мазка с тенями . Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы | Наброски цветов |
10 | Искусство Городца | 4 | Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи. | Изображение живописной работы в технике росписи городец на тему Город , На прогулке и др. с использованием характерных особенностей росписи | Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически Оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и Гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции | Наброски зданий, элементов декора домов |
11 | Хохлома | 2 | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или Травка , — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. | Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией . Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом. | Г Уашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель | Иметь представление о видах Хохломской росписи ( Травка , роспись Под фон , Кудрина ),различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы | Зарисовки растений по памяти |
Жостово. Роспись по мелаллу | 2 | Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. | Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции. | Г Уашь, Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Наброски посуды: чайников, сковород, кружек | |
12 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 2 | Выставка работ и беседа на тему Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту | Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине по народным художественным промыслам | Карточки с вопросами, карандаш, бумага | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. | Создание своей собственной росписи, придумать ей название |
3 четверть Декор — человек, общество, время | |||||||
13 | Зачем людям украшения | 4 | Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции. | Изображение с особенностями декора людей разного статуса и разных стран Украсить их одежду согласно статусу в обществе | Г Уашь, Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи . | Придумать украшение для себя |
14 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 4 | Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян | Изображение аксессуара в египетском стиле, поиск выразительной формы, украшение его узором, в котором используются характерные знаки-символы. | Г Уашь, Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы | Зарисовки египетского орнамента |
15 | Одежда Говорит о человеке | 4 | Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17 в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан. | Выполнение работы Бал во дворце (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах | Г Уашь, Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме Костюм разных социальных групп в разных странах . | Наброски одежды человека |
16 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 4 | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов разных стран. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности. | Создание по образцу герба Или изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба по выбору | Г Уашь, Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения | Придумать герб своей семьи, эмблему класса, школы |
17 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 4 | Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами. | Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил Художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал по стилистическому признаку. | Бумага, карандаш, ластик | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зри-тельного материала по декоративно — прикладному искусству. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам. | Наброски костюма |
4 четверть Декоративное искусство в современном мире | |||||||
18 | Современное выставочное искусство | 7 | Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. | Выполнить копию с живописной работы современного художника | Г Уашь, Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно — прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли вы-разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. | Разработать рамку для своего произведения, сделать паспарту |
19 | Ты сам — мастер | 7 | Новые черты современного искусства. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. | Участие в отчетной выставке работ по изобразительному искусству на тему Украсим школу своими руками . | Г Уашь, Большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу От простого — к сложному . | Нарисовать эскиз витража, коллажа, наброски людей на выставке |