Клюев Н. биография
Николай Алексеевич Клюев родился в Олонецкой губернии в деревне на реке Вытегра; мать обучила его «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости». Учился в Вытегре в церковно-приходской школе, затем в городском училище, фельдшерскую школу не закончил по болезни. Печататься начал с 1904 г., в 1905 стихи появляются в московских коллективных сборниках «Прибой» и «Волна». В начале 1906 г. был арестован за «подстрекательство» крестьян и «агитацию противозаконных идей». Полгода сидел в Вытегорской, а затем Петрозаводской
Бунтарские идеи Клюева имели под собой религиозную основу: революция представлялась ему наступлением Царства Божьего, и эта тема — лейтмотив его раннего творчества. После освобождения продолжал нелегальную деятельность, сблизился с революционной народнической интеллигенцией . Новые знакомства привели его на страницы столичного журнала «Трудовой путь», вскоре запрещенного за антиправительственную направленность. Осенью 1907 г. Клюев был призван на военную службу, но, следуя своим религиозным убеждениям, отказался брать в руки оружие; под арестом его привозят в Петербург и помещают в госпиталь, где
В это время он завязывает переписку с А. Блоком . Блок способствовал появлению стихотворений Клюева в журнале «Золотое руно», позже Клюев стал сотрудничать с другими изданиями — «Современником», «Нивой», «Заветами» и пр. Особенно часто в 1910-12 гг. печатается Клюев в журнале «Новая земля», где ему пытаются навязать роль выразителя «нового народного сознания», проповедника и пророка, чуть ли не мессии. Осенью 1911 г. в Москве вышел первый сборник стихов Клюева «Сосен перезвон», на который откликнулись практически все влиятельные критики, единодушно расценивая книгу как событие в литературной жизни. В это время Клюев становится известен в писательских кругах, участвует в заседаниях «Цеха поэтов» и в изданиях акмеистов, посещает литературно-артистическое кафе «Бродячая собака»; вокруг его имени складывается атмосфера повышенного любопытства, ажиотажного интереса, и знакомства с ним ищут самые разные люди. После выхода двух сборников — «Братские песни», 1912 , и «Лесные были» Клюев возвращается в Олонецкую губернию.
Его стихи продолжают появляться в столичных журналах и газетах, наездами он бывает в столице. В 1915 Клюев знакомится с Есениным, и между ними возникают близкие отношения: в течение полутора лет они выступают совместно и в прессе, и на чтениях, Клюев становится духовным наставником молодого поэта, всячески ему протежирует. Вокруг них собирается кружок «новокрестьянских» писателей, но попытки организационно закрепить содружество не приводят к созданию долговечного и прочного объединения . В 1916 выходит сборник Клюева «Мирские думы», на тематику которого наложили свой отпечаток военные события. Революцию Клюев приветствовал восторженно , расценивая все происходящее прежде всего как религиозно-мистическое событие, долженствующее привести к духовному обновлению России.
В 1919г. выходят книги «Медный кит», двухтомник «Песнеслов» и в 1922 его лучший прижизненный сборник — «Львиный хлеб». В лирике тех лет отражены сложные переживания поэта — мучительная вера в то, что все страдания искупятся наступлением «братства», «мужицкого рая», тоска по гибнущей Руси, плач по исчезающей, убитой деревне. В 1928 г. выходит последний сборник Клюева «Изба в поле», составленный из уже печатавшихся стихов, все, что было написано им в 30-е гг., в печать не попадало.
В 1934 г. Клюев был арестован в Москве, выслан в Томск; в июне 1937 г. вторично арестован, заключен в Томскую тюрьму и расстрелян.
В блистательной плеяде имен русских поэтов начала 20 века имя Николая Клюева стоит особняком, как бы в стороне от прочих. Его путь кажется нам неровным, неясным, более «скрытым», чем у других его современников, а его судьба — драматичней, безрадостней. «Народный поэт», чье имя гремело некогда по всей России, оказался с конца 20-х годов на полвека вытеснено из родной культуры и литературы. Неотчетливость, размытость наших представлений о Клюеве объясняется тем, что жизненный путь его еще не изучен. Ореол тайны сопутствует имени поэта, его личность овевают легенды, догадки, домыслы. Биография Клюева намеренно затемнена самим поэтом, творившим легенды о своей жизни.
Не понятый до конца жизни он кажется таким и поныне. Начиная с 20-х годов, Николая Клюева не раз пытались вычеркнуть из литературы. Николай Алексеевич Клюев родился в Олонецкой губернии. Жители отличались набожностью, так как ранее здесь обитали раскольники. Клюев обожал свою мать, называл ее «былиницей», «песенницей», и никогда не забывал отметить, что именно она обучала его «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости.
Однако образ матери, вырастающий в рассказах Клюева, сильно стилизован. Он создавался уже в 10-е годы, когда стало распространяться представление о Клюеве как о вожде и «страдальце» русского раскола. Повествование о матери Клюев пытался обосновать и удостоверить свою родовую причастность к «праотцам» — старообрядцам. Одно из самых загадочных мест в биографии Клюева — его скитания в юности по России, его пребывания на хлыстовском корабле, его связи с сектантами. Рассказы Клюева о себе — не сплошной вымысел, в них причудливым образом соединяются факты и фантазия.
Все его творчество явственно тяготеет к мифолог-му. Первые стих. в сборнике «Новые поэты» в 1904 году. Это весьма наивные и горькие сетования поэта, остро ощущавшего царящие в жизни разлад, неблагополучие, нарушение естественных связей между Природой и социальным миром. Негодование и гнев поэта нарастает в стихотворениях 1905 года, вызванных к жизни начавшейся в стране революции.
Многое в стихах молодого Клюева напоминает творчество крестьянских поэтов XIX-века и их последователей, поэтов «суриковцев», чья муза была жалобной и заунывной. Основной же темой их творчества была горемычная бедняцкая доля; ведущий мотив — безысходность. Гневные, бунтарские настроения усиливаются в его стихах, начиная с 1905 года. Освобождение народа от великого рабства — этим биографических пафосом проникнуты клюевские стихотворения революционной поры.
Он верит, что жизнь изменится с приходом революции. На револ. события Клюев откликнулся не только свободолюбивыми стихами, поэт с головой погружается в пропагандисткою работу: на собраниях и сходках крестьян призывает к неповиновению властям. Клюев берется за просветительскую работу, за организацию митинга народной самодеятельности, создание народного театра как одного из главных средств пропаганды массовой революции. Он читает на «красных вечерах» свои стихи, произносит речи, оказывая огромное впечатление на слушателей:В 1906 году за антиправительственную пропаганду Клюев был арестован и заключен в тюрьму.
Революционный дух Клюева не был подавлен в тюремных стенах. Оказавшись на воле, он немедленно вступает в связь со своими единомышленниками, продолжая писать стихи, проникнутые гражданским пафосом. В 1905 году сборники «Волны» и «Прибой» В годы наступившей реакции Клюев остается певцом «святой мечты», «надежды на лучшую долю».В 1906 году Клюев стремиться войти в связь с социал-демократами и революционерами. В 1911-1912 годах Клюев публикует в журнале значительную часть своих стихотворений, составивших сборники «Сосен перезвон» и «Братские песни».Воспоминания о днях борьбы сочетаются в них с картинами безрадостного настоящего.
Сборник полон скрытых намеков, его образы символичны. В творчестве Клюева периода с 1911-1912 гг. совершается перелом, поэт переходит от револ. поэзии к фольклору. В стихах поэта все более проникают мышление, быт, обычаи и язык русской церкви. На смену Клюеву-литератору приходит Клюев-сказатель, собиратель и знаток русского фольклора, а также замечательный исполнитель народных былин и песен. Первыми опытами в таком духе были «Песня о соколе и о трех птицах божьих», «Песня девушки».В 1913-1914 годах Клюев на время оказался вне литературных группировок, что отчасти скрашивалось для олонецкого поэта все еще растущей в России известностью.
В феврале — марте 1913 года в издательстве К. Ф. Некрасова почти одновременно выходят в свет «Лесные были», и «Сосен перезвон» Их появление оказалось заметным событием в истории русской дореволюционной поэзии. Осенью 1911 года в Петербурге Клюев завязывает отношения с редакцией журнала «Аполлон», где печатались и символисты, и будущие акмеисты. К этому времени Клюев был уже лично знаком с Ахматовой, Гумилевым. Тогда же в 1911 году в Петербурге образовался «Цех поэтов» — поэтическое объединение во главе с Городецким и Гумилевым и другими акмеистами. Именно они пытались обратить в то время внимание читающей русской публики на молодого поэта, всячески поддерживали его.
В 1919 году Клюев переживал явный творческий подъем. Однако с небывалой прежде энергией Клюев отдавал в тот год свои силы публицистической прозе. Как и в годы первой русской революции, Клюев, своих произведениях, не перестает обличать врагов — «богачей и льстецов», «людей насилия и хитрости, пособников угнетения». Клюев полагал, что первоочередная задача Советской власти — заботиться о красоте и культуре, о сохранении духовных ценностей русского народа.
Народная культура в понятии Клюева была неотделима от религии и церкви, а как раз с ними и велась борьба, и все это тревожило Клюева. В 1919-1920-х. годах Клюевым овладевают противоречивые настроения. Ими проникнуты его стихотворения тех лет, большая их часть вошла в сборник «Львиный хлеб». В новой книге Клюева перед читателем развертывается картина горящей и гибнущей «неприкаянной» России. К 1925-1926-м. годам относиться несколько стихотворений Клюева, где поэт пытаться перейти на «мажорный» лад.
Это «Богатырка», «Ленинград», «Застольная», выдержанные в приподнятом духе советской поэзии 20х годов. 28 Декабря 1925 года умирает Есенин — «песенный брат» Клюева. Его смерть потрясла Клюева; до конца своих дней он вспоминал о нем с неизменной любовью.
Истинным памятником ушедшему другу была поэма-реквием «Плачь о Сергее Есенине». Эта поэма характерна для «эпического» стиля позднего Клюева. В ней органически сливаются воедино оба потока клюевской поэзии: эпос и лирика, стилизация и «свое».
Рубеж 20-30-х годов совпал с «революционным переворотом» в деревне. Сплошная коллективизация и новая политика в отношении кулачества, не могли не отразиться на «крестьянской» литературе. 1928 год стал переломным для «крестьянской» литературы. В 1936 году его здоровье резко ухудшается. В марте Клюева разбил паралич, и он надолго был прикован к постели.
Версия заключалась в том, что у Клюева произошел разрыв сердца на станции Таежная, а чемодан с его рукописями пропал. Вторая же версия состояла в том, что Николай Клюев умер в Томской тюрьме. Клюев предвидел свою неизбежную, безвестную смерть в далеком краю и могилу без креста и погоста. Выходец из деревни, но не крестьянин. Поэт, достигший высокого мастерства, и стилизатор, устремленный к фольклору и архаике.
Все это, как и многое другое, совмещалось в Клюеве и по-разному проявлялось — то явственней, то слабей — в разные периоды его творческой жизни. «Настоящее» в Клюеве — его поэтический дар. В истории русской литературы Клюев останется не только мастером-стилизатором, но и выдающимся оригинальным поэтом. В 10-е и 20-е годы им было сложено немало замечательных стихотворений, «песен» и «плачей».
В фольклорной стилизации Клюев добился больше, чем другие русские поэты, избравшие тот же путь. Клюев достиг высокого мастерства внутри созданной им художественной системы. Он был талантлив, и ему удалось передать в своих лучших произведениях и обаяние народных «песен» и «былей», и самобытную прелесть уходящей древней культуры.
Поэзия Клюева — не анархизм, а живое на стоящее нашей культуры. И в словах поэта, что природа выше Цивилизации — заключен глубокий смысл.