Эзоп биография
Эзоп — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.. Содержание Биография Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало.
Геродот пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа
Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов. Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов,-
Это были прозаические пересказы, без всякой художественной отделки. В действительности, в так называемый Эзопов сборник вошли басни самых различных эпох. Наследие Позднее имя Эзопа стало символом.
Его произведения передавались из уст в уста, и в III веке до н. э. были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским . Это собрание было утрачено после IX в. н. э. В эпоху императора Августа Федр осуществил переложение этих басен латинским ямбическим стихом, Авиан, около IV в., переложил 42 басни латинским элегическим дистихом. Около 200 н. э. Бабрий их изложил греческими стихами размером холиямб. Сочинения Бабрия были включены Планудом в его знаменитую коллекцию, оказавшую влияние на позднейших баснописцев. «Эзоповы басни», все составлены в средние века.
Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем.
Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе — она даже и не греческого происхождения. Ее источник — еврейская повесть о мудром Акирии, принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона.
Сама повесть известна, главным образом, из древнеславянских переделок. Мартен Лютер открыл, что книга басен Эзопа является не единоличным произведением одного автора, а сборником более древних и более новых басен, и что традиционный образ Эзопа — плод «поэтического сказания». Басни Эзопа были переведены на многие языки мира, в том числе знаменитыми басенниками Жаном Лафонтеном и Иваном Крыловом.
На русском языке полный перевод всех басен Эзопа был опубликован в 1968 году. Некоторые басни * Верблюд * Ягненок и Волк * Лошадь и Ишак * Куропатка и Курицы * Тростник и Оливковое дерево * Орел и Лиса * Орел и Галка * Орел и Черепаха * Кабан и Лиса * Осел и Лошадь * Осел и Лиса * Осел и Коза * Осел, Грач и Пастух * Лягушка, Крыса и Журавль * Лиса и Баран * Лиса и Осел * Лиса и Дровосек * Лиса и Аист * Лиса и Голубь * Петух и Диамант * Петух и Прислуга * Олень * Олень и Лев * Пастух и Волк * Собака и Баран * Собака и кусок мяса * Собака и Волк * Лев с другими животными на охоте * Лев и мышка * Лев и Медведь * Лев и Ишак * Лев и Комар * Лев и Коза * Лев, Волк и Лиса * Лев, Лиса и Ишак * Человек и Куропатка * Павлин и Галка * Волк и Журавль * Волк и Пастухи * Старый Лев и Лиса * Дикая Собака * Галка и Голубь * Летучая мышь * Лягушки и Змея * Заяц и Лягушки * Курица и Ласточка * Вороны и другие птицы * Вороны и Птицы * Львица и Лисица * Мышь и Лягушка * Черепаха и Заяц * Змея и Крестьянин * Ласточка и другие птицы * Мышь из города и Мышь из деревни * Бык и Лев * Голубь и Вороны * Коза и Пастух * Обе лягушки * Обе курицы * Белая Галка * Дикая Коза и виноградная ветка * Три быка и Лев * Курица и Яйцо * Юпитер и Пчелы * Юпитер и Змея * Грач и Лиса * Зевс и Верблюд * Две лягушки * Два друга и Медведь * Два рака
Эзоп — родоначальник названной по его имени «Эзоповой» басни. По древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабом самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану, комбинируя их с более поздними свидетельствами.
Согласно этой легенде Э., находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Э. и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Э., и он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало чудесное. обнаружение невинности Э.; потомки его убийц были вынуждены уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который был его господином. Историческое ядро этой легенды заключается в отношении Дельфов, этого средоточия поэзии VI в., к Эзоповой басне: будучи вначале враждебным, оно со временем стало дружественным, т. е. Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярный и влиятельный тип повествовательной поэзии. — Что касается до самой Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой действующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа и предметы. Другой разновидностью была так назыв. сибаритская басня, в которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские, египетские, кипрские, карийские, киликийские.
Поименованные местности все лежат на окраинах греческого миpa; это стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно на окраинах, где антагонизм с иными народностями заставляет более дорожить сокровищницей национальных преданий. Согласно этому мы и во фригийце Э. должны будем видеть просто собирателя и пересказчика греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня «эзопического» характера была приписываема ему. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; «ты невежда и лентяй, даже Э. не выучил!», говорит у Аристофана, одно действующее лицо.
Это были прозаические пересказы, безо всякой художественной отделки. Признание Э. Дельфами было для поэтов косвенным призывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народной словесности; откликнулся на него Сократ, под влиянием того мистического настроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провел последние дни своей жизни. Переделки Сократа не сохранились для потомства; мнимые отрывки из них подложны.
Свод Эзоповых басен в прозе составил в конце IV в. Димитрий Фалерский. До нас из древности дошли лишь вольные поэтические переделки Бабрия на греческом, Федра и Авиена — на латинском яз.; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в рукописях, как «Эзоповы басни», все составлены в средние века. — интерес к басням Э. переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно представлялся человеком сварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портрет Ферсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Э. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим — в том интересном изваянии, которое до нас сохранилось.
В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Э., которая долго принималась за источник достоверных сведений о нем. Э. представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Э. — она даже и не греческого происхождения.
Ее источник — еврейская повесть о мудром Акирии. принадлежащая к циклу легенд, которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона. Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Э. еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом из древнеславянских переделок. Биография Э. получила широкую популярность и была рано переведена на многие языки, между прочим, на болгарский, турецкий и румынский. Эзоп, Aisopos, ок. VI. до н. э., греческий баснописец.
Ему приписывается подавляющее большинство написанных прозой греческих басен. У нас нет никаких достоверных сведений о его жизни. Первое упоминание об Э., причисленном позднее к семи мудрецам, мы находим у Геродота. Вероятно, в VI в. до н. э. была создана первая биография Э., поздняя, уже римских времен версия которой Жизнь баснописца Эзопа, известная также как Роман об Эзопе, представила Э. невольником из Фригии, слугой Ксанфа с Самоса.
После освобождения он стал самнийским советником, позднее же служил у известного своим богатством царя Лидии Креза. Он посетил также Вавилон, а умер в Дельфах, где поссорился со жрецами Аполлона, который ему затем отомстил, но привел к славе. Э. был признан создателем классической басни о животных. Басни, приписываемые Э., связаны с древней устной народной традицией, следы которой мы находим у архаических греческих поэтов . Их сюжеты и формы подвергались на протяжении веков множеству правок и изменений.
Созданные, скорее всего, на ионийском диалекте и перенесенные на аттическую почву, они получили здесь окончательную обработку и уже в середине V в. до н. э. были известны как басни Эзопа. Первым издателем басен Э. был Деметрий Фалернский. Басни Эзопа составляли первое чтение в греческой школе, что привело к включению их в сборники и антологии. В V в. до н. э. началась литературная обработка басен Эзопа, наделившая их метрикой. Первые попытки, возможно, предпринял Сократ в форме элегического дистиха; Каллимах представил их в более соответствующей ямбической форме.
Последним этапом развития басен Э. в Древней Греции стало творчество Бабрия. Басни Эзопа были читаемы также в Византии; издание, ставшее основой для всех позднейших, составил монах Максим Плануд ок. 1300 г. Отличительными чертами басен Э. являются краткость, простота, полное отсутствие риторических украшений. Обычно имеется вытекающая из содержания мораль, помещенная либо в конец, либо — реже — в начало произведения.
Сюжеты басен Э. взяты из жизни. Они были выражением здравого смысла простых людей, а порой и протестом против общественной несправедливости. Их этика отражала представления, бытовавшие в древних обществах. Здесь нет места любви, жертвенности, самоотверженности, сила одерживает верх над законом, а в мире побеждают хитрость и обман. Форма этих поучений окрашена своеобразным юмором.
Особую группу составляют этиологические басни, то есть такие, которые объясняют существование определенных явлений в жизни животных и людей. Басни Э. оказали огромное влияние на мировую литературу и имели множество подражателей.