«Довольным» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Довольным» было написано Брюсовым в 18 октября 1905 г., когда был объявлен царский манифест: «Мне стыдно ваших поздравлений». Новая конституция даровала народу как будто бы демократические права, но революционно настроенные граждане считали их половинчатыми: «Но ненавистны полумеры».
Стихотворение было опубликовано в сборнике «Венок» в цикле «Современность».
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики. Оно стоит в одном ряду со
Стихотворение скорее аллегорично, чем символично, но его поэтика позволяет говорить о его принадлежности к направлению символизма. Во-первых, это высокая степень обобщений, направленных в нематериальные области: «Довольство ваше — радость стада». Во-вторых, слова стихотворения абстрактны, что характерно для поэзии символистов.
Например, лирический
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 5 катренов. Лирический герой обращается к довольным . В первой строфе он выражает свое «недовольство довольными». Во второй — оскорбляет их одновременно грубо и изысканно. Третья строфа — угроза войны или революции, которая последует за полумерами.
Брюсов обращается к образу своего кумира — ассирийского царя-завоевателя Ассаргадона.
В четвертой строфе лирический герой противопоставляет такие решительные действия полумерам, а в пятой обращается уже не к довольным, а к тем, кто их сокрушит.
Тема стихотворения — дискуссия с теми, кто довольствуется полумерами в демократических преобразованиях.
Основная мысль: лирический герой призывает революционно настроено население восстать против полумер, не жалеет для этого и себя. Стихотворение проникнуто революционным пафосом.
Тропы и образы
Стихотворение строится на контрастах. То, что довольными воспринимается как благо, вызывает у них поздравления и гордые слова, лирический герой воспринимает как унижения, которые многократно усиливаются от того, что потомки оценят манифест негативно . Лирическому герою стыдно и страшно «пред ликом будущих веков» .
Во второй строфе довольство тех, кто радостно принял якобы демократические изменения, сравнивается с радостью стада, которое не просто пасется на богатом лугу, а радуется даже клочку травы. Конечно, клочок травы — символ тех частичных мер, которые удовлетворили довольных. Лирический герой осуждает тех людей, которые думают только о материальном, о сытости. Но он говорит не о бедных, которые удовлетворяются хлебом насущным. Он пренебрежительно называет потребляемые довольными блага жвачкой , а их состояние удовлетворенности сытостью.
То есть Брюсов говорит о политических изменениях как о материальных выгодах.
Третья, центральная строфа — пример двух типов силы, которые не удовлетворяются полумерой. Во-первых, это грозная власть восточного тирана Ассаргадона, которым лирический герой восхищается, называя его прекрасным. Во-вторых, это океан народной страсти , который способен разрушить утлый трон в щепы.
Последний образ — метонимия, где трон обозначает самодержавие, монархию и вообще единоличную власть.
Четвертая строфа противопоставлена третьей и начинается союзом но. Каждая следующая строчка начинается частицей не. Таким образом, четвертая строфа представляет собой полное отрицание третьей, что достригается конструкцией синтаксического параллелизма не.., а…
Море противопоставлено глухому каналу , молния — серому полдню , агора — общему залу. Последнее противопоставление означает, что древнегреческая площадь агора, где свободные граждане могли высказывать свою точку зрения, а остальные приходили их послушать, так же похожа на общий зал на вокзале, где собрались случайные люди, как настоящая демократическая конституция на принятую в 1905 г.
В последней строфе лирический герой обращается к оппонентам довольных, которых он называет детьми пламенного дня . Это тот самый океан народной страсти, который лирический герой призывает смертным шквалом и смерчем крушить жизнь. Себя лирический герой тоже считает частью жизни, которая будет сокрушена. Он готов к такой участи.
Мотив гибели в народном восстании появляется во многих гражданских стихотворениях Брюсова этого периода.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.
Брюсов не стремится к точным рифмам, используя несовпадение безударных гласных и усеченные рифмы: полумеры — серый, малым — шквалом.