Уроки по «Господам Головлевым»

На уроках литературы мы воспитываем наших ребят на образцах классических произведений, подталкивая их к правильному выбору жизненных ценностей. И разговор о семье становится одним из доминирующих в курсе литературы за 10-й класс, начиная с первых уроков по «Грозе», заканчивая «Вишневым садом». Литература — один из немногих предметов, обращенных к душе, к духовному наследию, к нравственности.

Когда мы подходим к изучению «Господ Головлевых», ребята уже имеют представление о «мысли семейной» в разных произведениях. Мы

подробно говорили о семье Катерины и семье Кабанихи, Базаровых и Кирсановых, Обломовых и Штольцах, о семьях Мармеладова и Раскольникова.

И поскольку разговор всегда получается очень эмоциональным, удачным оказывается домашнее сочинение-эссе «Жестокий век — жестокие сердца». Урок по жанру эссе провожу параллельно урокам по «Господам Головлевым».

Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.

Изучение романа происходит следующим образом.

Урок 1
Тема. Простая русская семья

Учащиеся заранее получают задания.

Одна

группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.

Другая группа — «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлевского семейства.

Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны .

Ход урока

После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьей Головлевых.

Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

— На чем строятся отношения между родственниками?

— Как герои относятся друг к другу?

— Можно ли назвать их родными людьми?

— С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?

— Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?

— Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?

— Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?

После беседы об Арине Петровне Головлевой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают ее с Коробочкой.

Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что ее отличало от всех остальных представителей семейства Головлевых?

Читается «Похвальное слово» Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлевского семейства.

При подведении итогов урока в особо отведенный лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.

Урок 2
Тема. Головлята

Учащиеся заранее получают задание подготовить:

1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа .

— О Степане от имени пассажиров кареты;

— о Павле от имени соседей-помещиков;

— о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;

— об Аниньке и Любеньке от имени ухажеров-любовников.

2. Сообщение о мифологеме «блудный сын» .

3. Группа ребят готовит сравнительный анализ Ноздрева и Степана.

Ход урока

Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.

Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.

— Похож ли герой на остальных Головлевых, и чем?

— С какими мотивами связан герой, и почему?

— Что или кто виновник гибели героя?

В ходе разговора о Степане делается сообщение о том, кто такой «блудный сын», и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрева и Степана.

Урок 3
Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлева

Учащиеся заранее получают задание сделать первичный анализ образа Иудушки, заполнив таблицу.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Уроки по «Господам Головлевым»