Уроки по “Господам Головлевым”

На уроках литературы мы воспитываем наших ребят на образцах классических произведений, подталкивая их к правильному выбору жизненных ценностей. И разговор о семье становится одним из доминирующих в курсе литературы за 10-й класс, начиная с первых уроков по “Грозе”, заканчивая “Вишневым садом”. Литература – один из немногих предметов, обращенных к душе, к духовному наследию, к нравственности.

Когда мы подходим к изучению “Господ Головлевых”, ребята уже имеют представление о “мысли семейной” в разных произведениях.

Мы подробно говорили о семье Катерины и семье Кабанихи, Базаровых и Кирсановых, Обломовых и Штольцах, о семьях Мармеладова и Раскольникова.

И поскольку разговор всегда получается очень эмоциональным, удачным оказывается домашнее сочинение-эссе “Жестокий век – жестокие сердца”. Урок по жанру эссе провожу параллельно урокам по “Господам Головлевым”.

Поэтому к домашнему сочинению-эссе ребята подходят и готовые эмоционально, и со знанием текста, и со знанием основ жанра эссе.

Изучение романа происходит следующим образом.

Урок 1
Тема. Простая русская семья

Учащиеся заранее получают

задания.

Одна группа учащихся должна подготовить сравнительный анализ Коробочки и Арины Петровны.

Другая группа – “Похвальное слово” Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлевского семейства.

Все остальные готовят по тексту романа характеристику Арины Петровны .

Ход урока

После записи темы оставить чистый лист в тетради. В ходе беседы по роману учащиеся будут выписывать на этот лист нравственно-философские понятия, связанные с семьей Головлевых.

Ребятам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

– На чем строятся отношения между родственниками?

– Как герои относятся друг к другу?

– Можно ли назвать их родными людьми?

– С каким мотивом связаны все герои и семья в целом?

– Почему, по мнению Салтыкова-Щедрина, разрушается семья?

– Где мы уже сталкивались с омертвением жизни?

– Какой автор уже показал нам поразительно яркую галерею помещиков, окостеневших в своих раковинах-имениях?

После беседы об Арине Петровне Головлевой, проводимой с опорой на домашние записи, учащиеся сравнивают ее с Коробочкой.

Затем классу предлагается подумать о том, есть ли в Арине Петровне какие-либо положительные черты? Что ее отличало от всех остальных представителей семейства Головлевых?

Читается “Похвальное слово” Арине Петровне как единственному активному и жизнеспособному члену головлевского семейства.

При подведении итогов урока в особо отведенный лист записываются нравственно-философские понятия, упомянутые на этом уроке.

Урок 2
Тема. Головлята

Учащиеся заранее получают задание подготовить:

1. Рассказы о героях от имени разных лиц с использованием фрагментов романа .

– О Степане от имени пассажиров кареты;

– о Павле от имени соседей-помещиков;

– о Петеньке и Володеньке от имени офицеров в полку;

– об Аниньке и Любеньке от имени ухажеров-любовников.

2. Сообщение о мифологеме “блудный сын” .

3. Группа ребят готовит сравнительный анализ Ноздрева и Степана.

Ход урока

Учащиеся предлагают свой ролевой рассказ о судьбе героев, после рассказа следует обсуждение и дополнение первичного анализа.

Обращается внимание на детство и зрелость героя, черты характера, цель жизни, образ жизни, взаимоотношения с другими людьми, отношение героя к собственности и стяжательству.

– Похож ли герой на остальных Головлевых, и чем?

– С какими мотивами связан герой, и почему?

– Что или кто виновник гибели героя?

В ходе разговора о Степане делается сообщение о том, кто такой “блудный сын”, и заслушиваются выступления учащихся, подготовивших сравнительный анализ Ноздрева и Степана.

Урок 3
Тема. Бессмертный образ Иудушки Головлева

Учащиеся заранее получают задание сделать первичный анализ образа Иудушки, заполнив таблицу.




Neutral compounds are.
Сейчас вы читаете: Уроки по “Господам Головлевым”