Анатоль Курагин — характеристика персонажа
Произведение: Война и мир
Он сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на «беспокойного дурака», которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец.
Он откровенно глуп, не находчив, но популярен в обществе, потому что «у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». А. друг Долохова, постоянно участвует в его кутежах, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений. Его не волнуют
К женщинам А. относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Он привык всем нравиться, не испытывая ничего серьезного в ответ. А. увлекся Наташей Ростовой и попытался увезти ее. После этого происшествия, герой был вынужден бежать из Москвы и скрываться от князя Андрея, который желал вызвать на дуэль соблазнителя своей невесты.
Последний раз они видятся в лазарете, после Бородинского сражения. А. был ранен, ему ампутировали ногу.
Анатоль Курагин, по мнению Толстого, «простой и с плотскими наклонностями». Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь
Анатоль целиком свободен от соображения ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный, животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать, что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем. Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого.
Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений — Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении. Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело. Женитьба на «богатой уродливой наследнице» — Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. «А отчего же не жениться, коли она очень богата?
Это никогда не мешает» — думал Анатоль. Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься. Перед старым князем Болконским Анатоль показывает себя в полном блеске как дурак Анатоль; такая кажется разница между ним и высоким, умным, достойным миром Болконских, на таком они разном уровне, что не может быть и речи о каком-то влиянии Курагина на состояние «болконского » мира. Однако выходит не так: вторжением дурака Анатоля этот мир растревожен, его затаенные противоречия вскрыты и заострены. И княжна Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить. «Прекрасные большие глаза дурака Анатоля» притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина.
Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. «Княжна Марья чувствовала себя оскорбленной в чувстве собственного достоинства тем, что приезд обещанного ей жениха волновал ее, и еще более она была оскорблена тем, что обе ее подруги и не предполагали, чтобы это могло быть иначе. Сказать им, как ей совестно было за себя и за них, это значило выдать свое волнение; кроме того, отказаться от наряжения, которое предлагали ей, повело бы к продолжительным шуткам и настаиваниям…
Обе женщины заботились совершенно искренне о том, чтобы сделать ее красивою. Она была так дурна, что ни одной из них не могла прийти мысль о соперничании с ней; поэтому они совершенно искренно, с тем наивным и твердым убеждением женщин, что наряд может сделать лицо красивым, принялись за ее одевание». Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг.
Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало. «Когда княжна Марья вошла в комнату. Князь Василий с сыном уже были в гостиной, разговаривая с княгиней Лизой и m-lle Bourienne.
Княжна видела всех, и подробно видела. Она увидела лицо князя Василия, … и лицо маленькой княгини… Она видела и лицо m-lle Bourienn с ее лентой и красивым лицом и оживленным, как никогда взглядом, устремленным на него;но она не могла видеть его, она видела только что то большое, яркое и прекрасное, подвинувшееся к ней, когда она вошла в комнату…Когда она взглянула на него, красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад — спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая» Одной из черт характера Анатоля была медлительность и отсутствие красноречия в разговорах, но зато у него была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. «Анатоль молчал, покачивал ногой, весело наблюдая прическу княжны.
Видно было, что он так спокойно мог молчать очень долго. Кроме того, в обращении с женщинами у Анотоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, — манера презрительного сознания собственного превосходства». Обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne, Анатоль решил, что и в Лысых горах будет не скучно «Очень не дурна! — думал он оглядывая ее. — Очень не дурна эта компаньонка. Надеюсь, что она возьмет ее с собой, когда выйдет за меня, — подумал он, очень, очень не дурна». В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой.
Так, на вопрос князя Николая Андреевича, где он теперь служит, Анатоль отвечает: «полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа?» Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении.
Анатоль же думал: «Бедняга! Чертовски дурна». M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней. «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному голопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем. Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин.
Кроме того, он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное. Старый князь Болконский сказал по этому поводу княжне: Этот болван о тебе и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у тебя гордости!» В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду. После разговора с отцом «…она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шепот m-lle Bourienne разбудил ее.
Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей. Анатоль с страшным выражением на красивом лице оглянулся на княжну Марью и не выпустил в первую секунду талии m-lle Bourienne, которая но видала ее. «Кто тут? Зачем? Подождите!» — как будто говорило лицо Анатоля.
Княжна Марья молча глядела на них. Она не могла понять этого. Наконец m-lle Bourienne вскрикнула и убежала.
Анатоль с веселой улыбкой поклонился княжне Марье, как будто приглашая ее посмеяться над этим странным случаем, и, пожав плечами, прошел в дверь, ведшую на его половину…». Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: «Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына». Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.
В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой. Пьер думает о нем с завистью: вот настоящий мудрец, ему, Пьеру, далеко до такой свободы. «…Подъехав к крыльцу большого дома у конногвардейских казарм, в котором жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь.
В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик. Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышалась возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого…» «…Пьер улыбнулся, весело глядя вокруг себя. — Ничего не понимаю. В чем дело? — спросил он. — Стойте, он не пьян.
Дай бутылку,- сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру. — Прежде всего, пей. Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и, прислушиваясь к их говору, Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами…» Несмотря на уговоры товарищей, Долохов принял пари и выиграл его. «…Он кинул бутылку англичанину, который ловко поймал ее, Долохов спрыгнул с окна. От него сильно пахло ромом. — Отлично! Молодцом!
Вот так пари! Черт вас возьми совсем! — кричали с разных сторон. Англичанин, достав кошелек, отсчитывал деньги.
Долохов хмурился и молчал. Пьер вскочил на окно. — Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю,- вдруг крикнул он.- И пари не нужно, вот что.
Вели дать бутылку. Я сделаю… вели дать. — Пускай, пускай! — сказал Долохов улыбаясь. — Что ты, с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится,- заговорили с разных сторон. — Я выпью, давай бутылку рома! — закричал Пьер, решительным и пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно. Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему. — Нет, его так не уломаешь ни за что,- говорил Анатоль,- постойте, я его обману.
Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к***. — Едем,- закричал Пьер,- едем!.. И Мишку с собой берем… И он ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате…» Князь Василий отослал Анатоля из Петербурга в Москву, потому что он «проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца.
Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов; но только с тем, чтоб он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, и постарался бы там наконец сделать хорошую партию». Никто не знал, кроме самых близких друзей, что Курагин был два года назад женат. Во время стоянки его полка в Польше один небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. «Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека». Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой.
Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских. Впервые Наташа увидела Курагина в опере. «Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он, почти улыбаясь, смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось, странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной что нравишься ему, и не быть с ним знакомой».
По просьбе брата Элен познакомила Наташу с Анатолем. Через пять минут разговора с ним Наташа «чувствовала себя страшно близкой к этому человеку». Наташа обманывается ложной красотой Анатоля. Ей в присутствии Анатоля «приятно, но почему-то тесно и тяжело», она испытывает удовольствие и волнение, и вместе с тем, страх от отсутствия преграды стыдливости между нею и этим человеком.
Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет.
И, если Наташа скажет «да», он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился.
На следующий день после неудачного похищения Анатоль на улице попадается Пьеру, ничего не знающему и едущему в этот момент к Ахросимовой, где ему будет рассказана вся история. Анатоль в санях сидит » прямо, в классической позе военных щеголей», лицо его на морозе свежо и румяно, на завитые волосы падает снег. Ясно, что от него уже далеко все то, что было вчера; он доволен собой и жизнью сейчас и красив, по-своему даже прекрасен в этом своем уверенном и покойном довольстве.
В разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания — обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы. «…- вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия размозжить вам голову… — Обещали вы ей жениться? — Я, я, я не думал; впрочем, я никогда не обещался… — Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? — Повторил Пьер, подвигаясь к Анатолю. Анатоль взглянул на него и полез в карман за бумажником… — …вы завтра должны уехать из Москвы. -…вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. На другой день Анатоль уехал в Петербург.
Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу, князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.
Отличительной особенностью творчества Толстого является изучение нравственных сторон человеческого существования. Как писателя-реалиста проблемы общества интересовали и волновали его, прежде всего, с точки зрения морали. Источник зла писатель видел в духовном несовершенстве личности, и потому важнейшее место отводил нравственному самосознанию человека. Герои Толстого проходят нелегкий путь поиска добра и справедливости, ведущий к постижению общечеловеческих проблем бытия.
Автор наделяет своих героев богатым и противоречивым внутренним миром, который открывается читателю постепенно, на протяжении всего произведения. Нелегок путь героев Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова «дорога чести» Андрея Болконского.
Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно дается ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая все же наполнит «его счастливое сердце». На фоне масштабного, эпического повествования Толстому удается проникнуть в глубины человеческой души, показать читателю развитие внутреннего мира героев, путь их нравственного совершенствования или процесс морального опустошения, как в случае с семьей Курагиных. Все это позволяет писателю раскрыть свои этические принципы, увлечь за собой читателя на путь собственного самосовершенствования. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми.