Тема коллективизации в романе М. Шолохова «Поднятая целина»
«Поднятая целина» М. А. Шолохова — роман, воспроизводящий подлинные исторические факты. Он дает наглядное представление о судьбе русского крестьянства в 30-е годы двадцатого столетия. Деревня того времени — это прежде всего частная собственность и социальное неравенство: здесь живут батраки, середняки, кулаки, беднота. У более или менее зажиточных крестьян неплохие дома, крепкое хозяйство, у бедноты — избушки с земляным полом и соломенной крышей и жалкое подворье.
Большинству гремяченцев живется трудно, поэтому и находятся
Особенно воодушевляется беднота, когда дело доходит до дележа кулацкого имущества. Когда его раздают, жена Демки Ушакова обмирает над сундуком, насилу ее отпихнули. «А как же ей сердяге, было не обмереть над колхозным добром, когда она всю свою жизнь доброго куска ни разу не съела, новой кофтенки на плечах ни износила»,- сочувственно повествует автор.
Тем не менее сцены раскулачивания полны трагизма. В каждой семье обезумевшая беднота, дорвавшись до чужого добра и ослепленная внезапным счастьем, бесчинствует. Демид Молчун без зазрения совести тут же влезает в снятые с Фрола Дамаскова валенки. Демка Ушаков рвет из рук Лапшинихи гусыню до тех пор, пока не лишает несчастное животное головы. «Колхозная гуска!» — задыхаясь, кричит он. Эта сцена описана так, что вызывает улыбку, но ведь если задуматься, она страшна. Демка лютует за гусыню, а его жена не может нарадоваться на новую юбку, снятую с кулацкой дочери. Павел Любишкин, как в собственных, разгуливает в шароварах, отобранных у соседа. Он счастлив и доволен этим. Естественная попытка Тита Бородина во время раскулачивания отстоять свои права и защитить имущество приводит к кровопролитию. Титок «работал день и ночь, оброс весь дикой шерстью. Сам, бывало, плохо жрет и работников голодом морит», поэтому так больно ему расставаться с нажитым.
Беднота устраивает грабеж в доме Лапшинова. На первый взгляд этот деревенский ростовщик не заслуживает никакого сочувствия. Он дает весной в долг просо, а осенью требует отдать его вдвойне, к тому же скупает у цыган краденых коней. Но за это его следовало бы привлечь к судебной ответственности, а не устраивать самосуд.
Находятся среди гремяченцев и те, у кого щемит сердце при одной только мысли о насилии над семьями кулаков. Таков Андрей Разметнов, председатель сельсовета. Он напрямую отказывается идти раскулачивать. «Разве это дело? Или у меня сердце из самородка? У Гаева детей одиннадцать штук!» — искренне возмущается Андрей. Он добрый, отзывчивый, неизменно верящий в светлые и добрые начала человек. Жизнь с ним самим обошлась жестоко, поэтому, наверное, он так чувствителен к чужому горю и непримирим к насилию. Вернувшись с гражданской войны, Разметнов не застал в живых ни жены, ни сына. Однако он не ожесточился. Его отличает богатство душевных сил. Придя на могилу своей жены, он говорит трепетные слова: «А ведь я доныне люблю тебя, моя незабудняя, одна на всю мою жизнь.».
Постепенно ряды колхозников пополняются все больше и больше. Но отнюдь не всеми руководит при этом искреннее убеждение в пропагандируемых коммунистами идеях. Одни идут в колхоз, надеясь выбраться наконец из нищеты, от безысходности, другие поддаются влиянию большинства и опасаются за свою судьбу, увидев произвол новой власти и жестокую расправу над кулаками. Одни ведут на колхозный двор свою скотину, другие назло ее режут и, как Щукарь, до болезни объедаются мясом. Некоторые из вступивших в коллективное хозяйство тайком ходят на колхозный двор кормить свою живность, потому что по-прежнему болеют за нее всей душой. Ярость и ожесточение вызывает у гремяченцев весть о том, что ярские, жители соседнего колхоза, претендуют на часть семенного фонда.
На колхозном собрании слышится и нежелание расставаться со своим добром, и опасения, и справедливые упреки: «Хоть и говорит Советская власть, что лодырей из бедноты нету, что это кулаки выдумали, но это неправда». Равнодушных на этих собраниях нет. Звучат и весьма оригинальные предложения: создать несколько колхозов, отдельно для бедных и отдельно для богатых. Николай Люшня пропагандирует право на свободу выбора: «Колхоз — дело добровольное, хочешь иди, хочешь — со стороны гляди».
Всех этих людей можно понять. Отказ от вековых устоев и привычных представлений, разрыв с собственническим строем сопряжен для них с глубокими душевными потрясениями, искренними внутренними переживаниями. Коммунистам приходится в их деле нелегко, но тем не менее через несколько месяцев меняется сознание крестьян. Мало-помалу они начинают трудиться на колхозных полях. Некоторые вкладывают в это всю свою душу, заботятся об общественной собственности, как о личной.
Таков, например, в «Поднятой целине» Кондрат Майданников. Его путь в колхоз — наиболее типичный путь крестьянина-середняка. Некогда Кондрат стойко защищал страну от интервентов, благодаря своему упорному труду поднялся до середняка Он не торопится верить Давыдову, сначала все неспешно взвешивает и только потом принимает решение вступать в коллективное хозяйство. Майданников — работящий, трудолюбивый человек и рачительный хозяин. Нелегким было его расставание с привычным укладом жизни. Мучительно прощается он со своими быками. Перебарывая в себе чувство собственника, ведет их в колхоз, а ночь накануне проводит в бессоннице.
Кондрат наделен пытливым умом, отзывчивой душой. Вступив в колхоз, он всерьез задумывается о том, как разумно организовать работу сельчан, увлечь ею людей. Майданников во всем серьезен и обстоятелен. Его отличает глубокая любовь к родной земле, а трудовые мозоли говорят о действительной укорененности в деревне. Не безразлично Кондрату будущее Гремячего Лога, он живо тревожится за него. Из индивидуалиста-середняка Майданников превращается в совестливого и трудолюбивого колхозника, который общественную «копейку уронит, а две поднимет». За добросовестный труд он одним из первых получает звание «ударника».
И все же сюжет романа драматичен. «Поднятая целина» завершается трагически: погибают Давыдов и Нагульнов, приговорен к расстрелу Половцев, осужден за вредительство и пособничество врагам советской власти Островнов.
Шолохов писал: «Жить жизнью народа, страдать страданиями людей, радоваться их радостями, целиком войти в их заботы и нужды — вот тогда у писателя и будет настоящая, волнующая сердца читателей книга». Роман вышел действительно волнующим. Но волнует он прежде всего возникающим глубоким сочувствием судьбе деревни, крестьянства, вековые устои которого были быстро и жестоко разрушены волей правящей партии.