Восприятие, истолкование, оценка стихотворения М. Ю. Лермонтова «Дума»
Лирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема — раздумье о судьбах его поколения.
Ей посвящено много стихотворений поэта. Одним из самых ярких является стихотворение «Дума» . Оно обращено к современности
Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость. Можно сказать, «Дума» — сгусток мыслей и чувств Лермонтова, развитых в его поздней лирике, поэмах и романе «Герой нашего времени». В стихотворении говорится обо всех важных сторонах жизни современников: об их месте в обществе, о нравственном облике и психологии.
Но лирический герой «Думы» — не равнодушный и бесстрастный судья. Важная особенность стихотворения заключается в том, что размышления
Лермонтов не только оценивает свое поколение, но и вспоминает о предшествующем — «отцах», которые не смогли ничего оставить своим детям, отказавшись от своих прежних убеждений, посчитав их «ошибками». Поэт говорит и о будущем поколении — «потомках», которые с горечью и презрением будут вспоминать об «отцах»: И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Но главное внимание Лермонтов уделил, как мне кажется, духовному облику современников.
Он подчеркнул бесцельность и бессмысленность существования людей, чья жизнь — «ровный путь без цели», «пир на празднике чужом». Это люди без будущего, которые пройдут над миром без «шума и следа»: после них не останется ни новых идей, ни новых дел. Грядущее для этих людей «иль пусто, иль темно».
Лермонтов говорит о своем поколении как о «толпе угрюмой и скоро позабытой», не способной радоваться жизни, смеющейся над прошлым и не верящей в будущее. Главное, на мой взгляд, в общественной характеристике этого поколения — отчужденность людей друг от друга. Каждый человек одинок, замкнут, равнодушен к тому, что происходит в обществе: К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию — презренные рабы. Эти люди не могут открыто протестовать, а тем более бороться с существующим миропорядком. Лермонтов показывает равнодушие своих современников к нравственности.
Они не различают добра и зла, что сам поэт считает «позорным». Отбросив фальшивую мораль большинства, они полагают, что нравственности вообще не существует. В «Думе» дана замечательная характеристика психологии современного поколения. Прежде всего, Лермонтов пишет о том, что это поколение рационалистов.
Тяга к знаниям и сомнение — двигатель познания — всегда были благом для людей, но поэт подчеркивает, что для его современников это уже не благо, а зло. Ведь практического значения их размышления о мире и людях не имеют. Ум современников иссушен «наукою бесплодной».
Они не доверяют своим чувствам, видя в них только «зарытый скупостью и бесполезный клад», изнемогают «под бременем познанья и сомненья». Лермонтовское поколение не способно на глубокие чувства. Ни ненависть, ни любовь не могут по-настоящему овладеть душой этих людей. В их крови «огонь кипит», но в душах — «холод тайный «, так как истинные чувства для них закрыты. Поэтому ни поэзия, ни искусство не в состоянии расшевелить их ум «восторгом сладостным».
Но, что особенно важно, в «Думе» поэт не ограничился беспощадными и горькими оценками современников. Он показал, что не только они виноваты в бесцельности их жизни. «Дума» — это обвинительный акт обществу, превратившему умных людей, интеллектуальную элиту страны в подобие манекенов, которым скучно в жизни, скучно с самими собой.