Великие уроки Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Произведения Ф. М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание». В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления . Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его социальном положении.

Молодой человек живет не в комнате, а в «каморке», которую

в дальнейшем автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, описывает ее убожество, подчеркивает крайнюю нищету Раскольникова. Все это невероятно тяжело переносится героем, отличающимся больным самолюбием и гордостью. Раскольников — человек мыслящий, критически относящийся к жизни и к морали «большинства». Но, отрицая общепринятые нравственные ценности и идеалы, Родион нуждается в своей вере, новой морали.

Поэтому в голове у Раскольникова и возникает теория, которой он пытается не только объяснить мир, но и вывести для себя новую мораль. Эта теория захватывает Раскольникова полностью. Герой буквально становится

ее фанатиком, ведь она удовлетворяет, в первую очередь, его гордыню. Суть этой теории заключается в делении людей на две группы: «тварей дрожащих» и «сильных личностей».

Первая группа — это большинство людей на планете, они управляемы и совершенно не влияют на мировой прогресс, не способны на свершение великих деяний. Вторая же группа отличается тем, что идет вразрез с общественной моралью, ничего и никого не боится. Именно эти люди являются двигателями прогресса, без них историческое развитие было бы невозможно.

На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников. Для подтверждения своей «болезненной» теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников — идейный убийца, совершающий преступление «для себя одного», чтобы «себя проверить».

Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он «не тварь дрожащая». Гордость героя перерастает в гордыню — один из самых тяжких грехов в христианской религии. За этим грехом Раскольников забывает о других, делает их лишь пешками в своей страшной игре. В противовес герою в романе выведен другой образ, которому абсолютно чужда гордость и близко смирение.

Этот образ — Сонечка Мармеладова. Это глубоко и истинно верующий человек, которая воспринимает всю свою жизнь как смирение. Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольникова. Герой переступил через другого человека ради своей теории.

Сонечка же переступила через себя ради других. Раскольников, как и сам автор, убежден, что жертва этой девушки напрасна. Ею она никого не спасла и никого не уберегла.

Но Сонечка находится в плену у своих иллюзий и груза ответственности за близких. Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно — вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест. Именно она становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению.

В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия. Вера — настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога. По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется.

Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог. Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника. По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова.

Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления. И Родион вынужден убить и ее. Но Лизавета была еще и беременна, соответственно, герой убивает ее неродившегося ребенка. После убийства начинается новая полоса в жизни героя. Между Раскольниковым и окружающим миром возникает непреодолимая пропасть.

Он начинает чувствовать невероятное одиночество, отчуждение, безысходную тоску. Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.

Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: «Страдание — великая вещь». Именно этой фразой и развенчивается теория «сверхчеловека». Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.

Важно, что библейские мотивы — одни из ведущих в «Преступлении и наказании». Известно, что сам Достоевский был религиозным человеком, глубоко верующим в Бога. Поэтому всех своих героев он оценивает с позиций христианской морали, считая ее основой человеческой жизни.

Призыв к следованию библейским заветам — вот главный нравственный урок Ф. М. Достоевского, звучащий в его романе «Преступление и наказание».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Великие уроки Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание»