«Век нынешний» и «век минувший»
Меня всегда привлекали книги, которые заставляли думать и сравнивать то, что было раньше, с тем, что есть сейчас и, возможно, будет потом. Узнаваемые ситуации, удивительная устойчивость их во времени, поразительная неизменность тех или иных проблем при совершенно разных формах проявления всегда вызывают огромный интерес и желание докопаться до причин, порождающих их, понять, почему так натужно они решаются в нашей стране. Одной из таких книг является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Эту комедию не зря называют бессмертной. Она удивительно
Какую бы проблему, поставленную автором, ни рассматривать с позиций сегодняшнего дня, она всегда так или иначе найдет современное продолжение. Идет ли речь о состоянии образования в России, воспитании молодежи, продвижении по служебной лестнице, об отношениях людей, взяточничестве, любви, морали, языке, искусстве, военной среде и многом другом — во всем этом прослеживается родовая связь с проблемами сегодняшнего российского общества. Так что же хотел сказать автор в своей комедии? Чацкий — главный герой пьесы — возвращается
Правда, он и не питал особых иллюзий относительно прогрессивных перемен в «древней столице»: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Однако, по его собственному признанию, Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен! Он вовсе не собирается «пикироваться» с Фамусовым: цели у него были иные. Но обстоятельства сложились так, что ему ничего другого не осталось, как отстаивать свои взгляды на те или иные вещи и, возможно, попытаться убедить большинство в своей правоте. Попытка Чацкого успеха не имела, но обнажила коренные расхождения во взглядах между «веком нынешним» и «веком минувшим».
У них нет и не может быть точек соприкосновения, нет путей к компромиссу, ибо они непримиримы. На Руси издревле так повелось, что русский мужик быстро едет, да долго запрягает. Наш народ любит поговорить, покалякать обо всем, все покритиковать. Однако провести в жизнь свои мысли, идеи, задумки — на это уже сил не хватает. Не то чтоб новизны вводили, — никогда.
Спаси нас боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и… разойдутся. «Именьем, брат, не управляй оплошно» — это реплика Фамусова, адресованная Чацкому. Скорее всего, управлять оплошно — значит проводить хозяйственные преобразования, а фамусовская Москва не принимает никаких новшеств в хозяйстве, так как жители столицы — убежденные крепостники.
Но, несмотря на то что крепостное право было отменено еще в прошлом веке, отношение некоторых наших сограждан к экономическим реформам не изменилось. Чацкий не стесняется, не боится «сметь свое суждение иметь» и высказывать его вслух, тогда как высший свет предпочитает держать свое мнение при себе и не выделяться из массы. Мсье Репетилов! вы! Мсье Репетилов! что вы? Да как вы!
Можно ль против всех? Да почему вы? стыд и смех. Раболепство, ложь, лесть, подхалимство, взяточничество присущи господам из высшего света. С помощью этих «достоинств» обеспечивалось продвижение по служебной лестнице.
Знатное родство также способствовало повышению званий: При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! А своих родственников старались пристроить поближе к себе, потому что власть имущие под своим началом предпочитали иметь людей удобных, нежели умных.
Поэтому умных людей в России во все времена притесняли и зажимали. «Прямые канцлеры в отставке — по уму!» И в наше время процветает коррупция, взяточничество, кумовство. Этими и другими способами люди добиваются того, чего добиваются. Но среди всей этой лжи, грязи, обмана есть люди честные и достойные, люди, не способные и не желающие унижаться, отступать от своих принципов.
И герой Грибоедова именно из таких людей. Он хотел бы служить делу, а не лицам, и именно служить, а не прислуживаться, но современная ему эпоха не допускала этого, как наши нынешние власти, несмотря на так называемую гласность и демократию, не допускают инакомыслия. В вопросах о необходимости и формах образования Чацкий и фамусовское общество тоже не приходят к соглашению.
По мнению консерваторов, ученье — чума и «уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь». Именно по причине такого отношения к образованию в России очень немного было поистине образованных людей. И в наши дни положение с образованием очень трудное. Материальное обеспечение школ, вузов оставляет желать лучшего, да и стремление к образованию у людей не очень высокое.
В начале XIX века в светских салонах гораздо чаще слышалась иностранная речь, нежели русская. Господствовало, по словам Чацкого, «смешенье языков: французского с нижегородским». Приезжая в Россию, иностранцы чувствовали себя как дома и часто даже лучше, чем дома. Французик из Бордо «приехал — и нашел, что ласкам нет конца; ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; своя провинция». Конец XX века похож на начало XIX, как брат-близнец.
Культура, музыка, мода — практически все скопировано с западных образцов. Конечно, разные народы должны перенимать что-то ценное друг у друга, но нельзя же заимствовать все подчистую, ведь у России так много своих традиций, устоев, обычаев. Чацкий переживал по поводу такого «слепого подражанья» некоторых своих соотечественников. Ему было горько и обидно за то, что люди отдали «старину святую» в обмен на «новый лад».
И сегодня есть люди, подобные Чацкому, те, кто пытается не потерять все то русское, что осталось. Взгляд на замужество является еще одной проблемой, которая остается актуальной и для нашего времени. Знатные отцы прошлого столетия оценивали будущих зятьев не по душевным качествам и не по чувствам своих дочерей, а по толщине кошелька и положению в обществе: Ах!
Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара! Не все, конечно, наши современники и современницы ищут свою половину, ориентируясь на указанные Грибоедовым «ценности», но такой подход, увы, отнюдь не редкость. Язык Грибоедова прост и понятен. Реплики его героев давно стали крылатыми словами, превратились в пословицы и поговорки, и мы употребляем их, иногда и не предполагая, что их автор — Грибоедов. «Горе от ума» — комедия.
И действительно, смешно видеть, как тщетно пытаются члены фамусовского общества затопать и затоптать человека, которому не могут дать достойный ответ, пуская в ход нелепую сплетню о его сумасшествии. И в самом деле смешно, и Грибоедов смеется , глядя на окружающую действительность, выставляя напоказ ограниченность, узколобость, напыщенность, пустоту, мещанскую породу и природу «столпов» фамусовского общества. Сами принципы фамусовского общества смешны, ибо замешены на тупости, беспросветной глупости, унизительном соглашательстве. Иногда, чтобы победить зло, его достаточно просто обнаружить.
А обнаружить его А. С. Грибоедову удается через сравнение взглядов, столкновение мнений, через конфликт, несогласие, противопоставление характеров, оценки одних и тех же явлений разными людьми. Зло в данном случае — это ничтожность большинства, застойность «общественного болота», его нежелание что-либо изменить, рабская покорность, неуважение к себе, равнодушие. Вот на что направлен сарказм автора! Кто одерживает верх в комедии? Чем завершается противостояние конфликтующих сторон?
Разрешим ли в принципе этот вечный конфликт между старым и новым, консервативным и прогрессивным ? Вряд ли его окончательное решение вообще может быть достигнуто. И промежуток времени, который отделяет нас от событий пьесы, тому подтверждение. Название комедии — «Горе от ума» — вызывает противоречивые чувства. Горе от ума — это и смешно, и грустно, но это смех сквозь слезы, а не смех рыжего клоуна. Весь мир смеется над глупостью, а в России и по сей день от ума страдают в большей мере, чем от его отсутствия.
И в этом смысле комедия, являющаяся по сути своей патетической драмой, нисколько не утратила злободневности… Увы…