Пересказ эпизодов из жизни станицы в повести «Нахаленок»
Всегда бывает много желающих рассказать о встречах Фомы Коршунова с Лениным, о революции. Нужно лишь, чтобы и рассказчики и слушатели не только вспоминали факты, но и стремились разобраться в том, как они характеризуют участников событий, искали в этих эпизодах причину и источник Мишкиного сна. Пересказ эпизодов из жизни станицы вводит нас в гущу напряженной борьбы, каждое из волнующих читателя событий непременно связывается с Мишкиной судьбой. Об этом говорит и название рассказа. Накал гражданской войны видим мы через судьбу мальчонки, который
Он действительно маленький герой, но как же нужно обращаться к этому герою, как лучше его называть? Ведь «для отца он — Минька. Для матери — Минюшка.
Для деда — в ласковую минуту — постреленыш, в остальное время, когде дедовские брови седыми лохмотьями свисают на глаза,- «Эй, Михайло Фомич, иди, я тебе уши оболтаю!». А для всех остальных: для соседок-пересудок, для насишек, для всей станицы-Мишка и Нахаленок. Мы видим грубоватую ласку в обращении отца, нежность в обращении матери и даже сурового деда и враждебность большей части богатой станицы.
Разговор
За глаза и за буйную непоседливость любит Мишку отец. За это же любят его и наши читатели-семиклассники, да и автор умеет в беглых портретных зарисовках, к которым мы обращаемся, через детали, которые можно и не заметить, но нужно найти вместе с учениками, подчеркнуть свою симпатию. Ласковый взгляд автора сопровождает Минюшку через весь рассказ до последнего героического пути на хутор, когда «маленьким зябким комочком» жался он к теплому Савраске, пробираясь к красноармейскому отряду.
Так мы вошли в атмосферу событий рассказа — атмосферу гражданской войны в казачьей станице, хорошо представили себе маленького героя рассказа, даже согласились или поспорили с художником Мосиным, создавшим его портрет.
Пора сосредоточить внимание на той линии поведения героя, его мыслей и чувств, которую подготовил и определил рассказ отца о революции, Ленине, классовой борьбе. Мы вновь вспоминаем об этом рассказе и о том, как отважный и смелый Мишка,,, засыпает на руках у отца. И сон знакомит нас с тем, как воспринял, как от всего сердца уверовал в слова отца его маленький, но верный друг — сынишка, смышленый станичный мальчуган. Именно сон убеждает нас в том, как безгранична его вера в каждое слово отца. Потому и дома городские, как ему кажется, «точь-в-точь как отец рассказывал», отсюда желание помочь Ленину, «вступить в его войску».
Сон Мишки привлекает не только несомненной занимательностью изложения, но и тем, что перед нами обнажается «технология» рождения сновидений, да и фантазии ребенка вообще.
Наше умиление картиной, которую рисует сон мальчишки, вызвано не столько забавностью того пути, по которому пошел «монтаж» картин этого сонного видения, сколько тем, что Мишка вообще способен на такой «монтаж», что он творит новое, стоит ему только получить толчок для такого творчества. На помощь приходит все, чем богата память: и сказки, и песни, и впечатления от окружающей жизни — ее праздников, ее будней. Так появляются «многоярусные» городские дома и «высоченный человек» в красной рубахе.
Дома он видел только одноэтажные — и из них построил свои уморительные «небоскребы». Красная рубаха несла в представлении Мишки приметы праздничности, богатства, торжественности — алые рубахи на парнях долго были самой яркой приметой сельских праздников. Но для читателей красный цвет — цвет революции, флагов, пионерских галстуков — связывается с образом Ленина, и они никак не могут поверить, что у Мишки не было, да и не могло быть таких ассоциаций.
Нужно учесть, что сон вызывает интерес читателей, но у некоторой части это очень высокомерный и снисходительный интерес. Необходимо показать, что мысль Мишки активна и действенна, что та забавная и наивная картина, которая нас смешит, потребовала от этого мальчишки и смелости мысли, и умения видеть окружающее.
Это сон человека маленького, наивного, даже невежественного, но в то же время способного к творческой мысли. Однако сон, хотя он и монтируется из реальных картин, всегда далек от яви. Вот и портрет Лепила, который Мишка видит у «чужака», не похож на великана в красной рубахе.
С этой минуты «карточка» (не забудем, что пи разу здесь не звучит современное слово «фотография», которую он сумел добыть, становится спутницей всех событий его жизни. Мишка и так был активный мальчуган, но теперь его активность становится целеустремленной: у него есть потребность рассказать о любом своем деле человеку, которому так беззаветно верил отец, тому, кто стоит за всех обездоленных. Автор показал, что сын демобилизованного красноармейца готов продолжить начатое отцом дело.
Но ученикам жаль оставлять Мишку в такую трагическую минуту: они хотят заглянуть в его будущее, предполагают, как может сложиться его судьба. Таким образом, Читатель последовательно вводит читателей в суровую обстановку казачьей станицы времен гражданской войны, используя композицию рассказа, раскрывает ленинскую тему, с такой деликатностью и эмоциональностью звучащую в рассказе, показывает подвиг мальчика — героя Мишки.