«Жизнь дана на добрые дела»
«Белая гвардия» М. А. Булгакова — роман о судьбе русской интеллигенции в годы революции и гражданской войны. В центре повествования находится семья белогвардейцев Турбиных. Их квартира — это теплый, уютный дом, где собираются близкие люди, единомышленники, друзья. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России.
Все Турбины — очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций. Мы видим, что Алексей и Николка Турбины — истинные представители
Именно поэтому Турбиным и их друзьям дико и непонятно все, что происходит в новой России. Алексей Турбин — один из офицеров старой русской армии, которому после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или невольно служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать
Важно, что никто из них даже не помышлял уйти от своего долга — это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит всеми поступками героев, стремление отстаивать добро и справедливость — вот их главное жизненное предназначение. Благородным Турбиным противопоставлен муж Елены Турбиной Сергей Тальберг.
При первой же возможности этот человек бежит вместе с немцами из России, бросив свою жену на произвол судьбы. Недаром сам Булгаков так говорит о персонаже: «О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!» Кроме того, семье Турбиных противопоставлены и их соседи Лисовичи. Это приспособленцы, которым чужды понятия чести и достоинства. Единственное, что заботит их, — собственное спокойствие и достаток. Лисовичи без зазрения совести предадут любого ради собственной выгоды, защиты своих «шкурных» интересов.
В своем произведении Булгаков явно находится на стороне благородного Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни. Но у героя это не получается. Члены семьи Турбиных не смогли не принимать участие в гражданской войне. Ведь долг каждого офицера — воевать до последнего за свою страну, за своего царя. Алексей и Николка подчиняются этому долгу.
Можно сказать, что перед семьей Турбиных практически не стояла проблема нравственного выбора. Эти люди были воспитаны так, что не могли поступать иначе. В их крови от рождения были заложены понятия чести и достоинства. Никакая, даже смертельная, опасность не смогла бы заставить их изменить своим морально-нравственным принципам.
Но трагедия русской интеллигенции заключается в том, что эти люди не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю страну, которую уже было не вернуть. И не надо возвращать отжившее — жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей.
Но, думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, не идти на беспринципную моральную капитуляцию. Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами.
Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись? В романе Булгакова «Белая гвардия» очень остро и болезненно стоит проблема нравственного выбора.
Каждый из героев произведения принимает внутри себя решение, соответственно которому он будет в дальнейшем жить и действовать. Кто-то поступается своей совестью ради жизни, а кто-то — своей жизнью ради совести. Однако любимые герои Булгакова — семья Турбиных и их друзья — всегда помнят о том, что «жизнь дана на добрые дела».
И беспрекословно следуют этому принципу.