Образ Мцыри
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова — это тревожный мир испытаний, напряженной мысли, нерешенных вопросов и больших философских проблем. Герой этого мира потрясен царящей кругом несправедливостью. Он полон негодования и гнева.
Поэтический мир М. Ю. Лермонтова — это мир высоких, прекрасных чувств: любви, дружбы, мир глубоких, тонких переживаний человеческой души. А все творчество поэта проникнуто томлением, тоской по идеалу. Поэзия Лермонтова — исповедь человеческой души. Его стихи обращены непосредственно к человеческому сердцу. Они
Но иногда небольшое лирическое стихотворение не могло вместить всего богатства этой души. Поэтическая мысль развивалась и как бы упорно преследовала Лермонтова. Из лирического стихотворения вырастала романтическая поэма. Она заключала в себе целую повесть человеческой души. Поэма «Мцыри», написанная в 1839 году, замыкает тему «естественного человека» в лиро-эпическом творчестве Лермонтова.
Гимн «пламени», «пламенной страсти»,
Мцыри — пленник генерала, затем пленник монастыря. Но гораздо значительнее то, что он взят в плен ребенком. Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя. Он «пуглив и дик», «слаб и дик». Могущество внутреннего духа и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объяснимое оторванностью от родных и неясной тоской по родине, испытываемой героем.
Тем самым внешние обстоятельства — пленение Мцыри и жизнь в монастыре — так или иначе в его характере, сделали его, с одной стороны, «хрупким и несильным», а с другой — отдалили от «естественной» природы, воспитываясь в которой, он мог бы стать не последним удальцом на родине своих предков. Эта противоречивость Мцыри непосредственно связана как с мятежным сознанием героя, так и с трагической гибелью его иллюзий. Могучий дух возрос в чуждой среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни.
В этой связи монастырь в традициях того времени воспринимается как тюрьма, губящая могучий дух, мешающая его свободному развитию. Неоднократные сравнения монастыря с тюрьмой приобретают символический смысл. Мцыри не испытывает ненависти к монахам, поскольку монахи спасли его из жалости, выходили и изнежили. Но противоположность между душным монастырским пленом, куда по воле обстоятельств заточен герой, и миром воли — безграничной природой, в которой Мцыри ощущает гармонию духа и предметных форм, не ослабевает. Мечтая о доме, Мцыри все время смотрел на восток.
Он принадлежал к одному из горных племен, живших в одном из самых величественных и диких мест Кавказа. Племена эти известны в грузинских летописях под именем пховелов. Они отличались баснословной храбростью. Сдаваться в плен у них считалось позором.
В черновиках поэмы сохранилось описание сородичей Мцыри. Лермонтов точно воспроизвел их костюм. Мечтая о родной земле, юноша видит сон. Земля гудит под тысячью копыт, несутся всадники в боевом вооружении, на каждом стальной шлем.
Именно так одевались воины этих горных племен. Мцыри не только судьбой монах, он еще и пленник. Он раб и сирота, его родители погибли — они убиты врагами его земли. Лермонтов — глубокий, тонкий психолог, и свою поэму он построил на основе наблюдений над жизнью.
Люди часто судят о человеке со стороны, не давая себе труда проникнуть в его душу. И вот в своей поэме Лермонтов сначала кратко описывает жизнь Мцыри, как она казалась окружающим, а потом рассказывает историю его души. Побег Мцыри был неожиданностью только для чужих, посторонних людей.
Этот побег был подготовлен годами. Монахи думали, что Мцыри намерен отказаться от жизни, а он только и мечтал о жизни. Давным-давно решил он бежать, чтобы отыскать свою родину, своих близких и родных: Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родился ты.
У него не было друга и не с кем было поделиться своими мыслями. Он стал замкнутым, затаил свою тайну в душе, а монахи решили, что он привык к плену. Мечты Мцыри были настолько непонятны и враждебны монахам, что даже предсмертную исповедь юноши старый монах слушал, осуждающе качая головой.
В двух планах, романтическом и реалистическом, дана картина битвы Мцыри с барсом. В ней и героика борьбы, в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, существ: Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!.. М. Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлел вечный ропот человека, неустанную борьбу за созидание и утверждение в себе и мире высших человеческих ценностей, исторически накапливаемых и передаваемых, как эстафета — от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе.