Урок — интрига
Сегодня речь пойдет о простом, но действенном приеме, который позволяет ввести в урок интригу. Учителя, пользовавшиеся этим приемом, советуют попробовать хоть однажды скрыть от учеников имя автора и превратить разговор на уроке в его отгадку. Так можно делать, например, на зачетной работе: после изучения лирики нескольких авторов детям выдаются анонимные тексты стихотворений для определения авторов . Еще интереснее, если тексты подобраны так, что школьники примут одного автора за другого — тогда возникает возможность обсудить причину
Учитель московской школы «Ювенес» Елена Викторовна ШАЦКАЯ пошла другим путем: она использовала стихотворение без автора на обычном, текущем уроке по новому для ребят поэту. Вот ее идея.
Начать изучение Байрона с девятиклассниками в этом году пришлось совершенно неожиданно прямо в самый разгар работы по классицизму. Был объявлен очередной конкурс чтецов, Байрон значился среди предлагаемых авторов. Возникла необходимость начать разговор, не дожидаясь того часа, когда мы доберемся до романтизма.
К этому моменту мои девятиклассники знали о поэте немного: мы
В начале урока я объявила, что разговор наш пойдет о стихах, вот только имя автора ребятам придется угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта, — «К времени», » Роман с» , «Ты кончил жизни путь…» и «Даме, которая спросила, почему я весной уезжаю из Англии». Название последнего стихотворения пришлось удалить, чтобы избежать «географической» подсказки .
Начали мы работу как раз с него — оно позволяет многое сказать о лирическом герое: «отверженный судьбою», «как грешник», изгнанник и т. д. Стихотворение «К времени» большое и не самое простое для разбора, но в нем мы нашли тему, ставшую ключевой для решения загадки: тему одиночества героя. Мы много раньше говорили об одиночестве романтического героя, поэтому именно в этот момент для ребят стало очевидным, что автор — романтик. Тут пришлось подсказать, что это один из самых известных европейских романтиков. Имя Байрона прозвучало, хотя еще не все стихи были прочитаны.
Но интерес уже не угасал. Стихотворение «Ты кончил жизни путь…» позволило поговорить о героической тематике в стихах и поэмах Байрона, о судьбе самого поэта и его смерти. Последним стало стихотворение «Роман с», показавшее еще одну важную тему в стихах английского романтика.
Позже, когда мы добрались до романтизма и до Байрона, почитали отрывки из «Паломничества Чайльд-Гарольда», разговор о лирическом герое шел уже легче — ведь он был знаком. В конце темы я опять использовала на уроке загадку — теперь уже загадку-«обманку». Сначала речь пошла о том, что у каждого автора есть свои темы, свой стиль, свой «почерк». «Давайте сегодня еще раз убедимся в этом», — предлагаю я. И снова раздаю листы с напечатанными стихами, и снова автор не указан. Читаем два стихотворения: «Я пережил свои желанья…» и «Погасло дневное светило…».
Ребятам кажется, что они знают автора, так знакомы уже им эти мотивы: разочарованный герой, покидающий родину, картины моря. Имя Байрона звучит вновь, а на доске появляются черты, характерные для его произведений. Хвалю всех, кто отвечал, — ведь правильно все увидели.
И сообщаю, что оба стихотворения написаны… молодым Пушкиным. Ребята улыбаются. Тут же спрашиваю: «О чем был урок?» И получаю именно тот ответ, ради которого все и затевалось: «Молодой Пушкин хорошо знал и любил произведения английского романтика, учился у него, поэтому в его ранних стихах так много байронического».
А главное, что на этих уроках скуки не было.