Герои и сюжеты баллады В. А. Жуковского «Светлана»

Творчество В. А. Жуковского открыло русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Великий поэт и переводчик сочинил множество элегий, посланий, романсов, баллад и эпических произведений. Особую известность принесли поэту баллады.

Именно этот жанр он ввел в русскую поэзию. У Жуковского встречаются три вида баллад — «русские», «античные» и «средневековые». Название «русские» баллады условно, потому что Жуковский переделывал на национальный лад зарубежную средневековую балладу. «Светлана»

— самое знаменитое произведение Жуковского, это перевод-переложение баллады немецкого поэта Бюргера «Леонора». Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны.

События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини. Жуковский использует типичную ситуацию «страшной» баллады: Светлана мчится по фантастической дороге в мир темных сил. Сюжет произведения «вырывается» из реальности в сферу чудесного, туда, где нечистая сила совершает свои черные дела. Дорога в лес, во власть ночи — это

дорога от жизни к смерти.

Однако Светлана не умирает, и ее жених не погибает, а возвращается после долгой разлуки. В балладе счастливый конец: героев ожидает свадебный пир. Такая концовка напоминает русскую народную сказку.

Главная героиня в балладе наделена лучшими чертами национального характера — верностью, чуткостью, кротостью, простотой. В Светлане сочетается внешняя красота с внутренней. Девушка — «милая», «красавица». Она молода, открыта для любви, но нелегкомысленна. Целый год, не получая вестей от жениха, героиня верно ждет его.

Она способна на глубокое чувство: Год промчался — вести нет; Он ко мне не пишет; Ах! а им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит… Девушка грустит и тоскует в разлуке с любимым. Она эмоциональна, чиста, непосредственна и искренна: Как могу подружки петь? Милый друг далеко…

Мир народной культуры оказал влияние на духовное развитие Светланы. Не случайно автор начал балладу с описания русских обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещения, с венчанием в Божьем храме. Так поэт объясняет народные истоки чувств Светланы: надежда и долг в сердце героини оказываются сильнее сомнений. Народные представления у девушки сочетаются с религиозными, с глубокой верой в Бога и в судьбу.

Имя главной героини образовано о слова «светлый» и связывается с выражением «Божий свет», который проник в ее чистую душу. Светлана надеется на Божью помощь и постоянной обращается к Богу за душевной поддержкой: Утоли печаль мою, Ангел утешитель. В самую напряженную минуту, увидев во сне в избушке гроб, Светлана находит в себе силы сделать самое главное: Пред иконой пала в прах.

Спасу помолилась; И, с крестом своим в руке, Под святыми в уголке Робко притаилась. В награду за истинную веру, за кротость и терпение Бог спасает девушку. Светлана не погибает в разлуке с любимым, а обретает счастье на земле. Жуковский считал, что даже гибель жениха не сможет уничтожить любовь. Поэт был убежден, что любящие души соединяются и за пределами земного бытия.

Такой же верой обладает и его героиня. Она не ропщет на Провидение, а робко спрашивает: Тайный мрак грядущих дней, Что сулишь душе моей, Радость иль кручину? Своеобразный сказочный «двойник» героини — «белоснежный голубок». Это и есть тот самый «ангел-утешитель», к которому Светлана обращалась до гадания и умоляла: «Утоли печаль мою». Это и есть добрый посланник небес, «с светлыми глазами».

Эпитет дает представление о чистоте, святости ангела. Он хранит Светлану. Спасает ее от мертвеца: Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. «Голубок» — ласковое, нежное название.

Это символ любви. Любовь спасает Светлану, а о голубке автор говорит с нарастающей нежностью: «но не спит голубочек белый». Добро противостоит злу и побеждает его: Встрепенулся, развернул Легкие он крылы; К мертвецу на грудь вспорхнул… Образ жениха Светланы тоже соответствует романтическим представлениям. Он красив, удал, добр.

Возлюбленный девушки способен на всепоглощающее чувство: … все тот же он В опыте разлуки; Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. Повтор в этих строках подчеркивает главные качества, которые ценит автор в своих героях — веру и верность. В балладе «Светлана» побеждает добро, торжествуют народно-религиозные начала. Жуковский раскрыл в своем произведении характер русской девушки, открытой и сердечной, чистой, радующейся жизни. Светлана достойна счастья, потому что в ней «душа — как ясный день…» Героиня стала одним из самых любимых персонажей русской литературы.

Как Лиза из повести Н. М. Карамзина, как Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Герои и сюжеты баллады В. А. Жуковского «Светлана»