Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Многие художники, писатели, поэты обращались к библейским сюжетам. Не исключением являются и поэты XX века: Б. Л. Пастернак, А. А. Ахматова, И. А. Бродский и другие. Библейской теме посвящен целый ряд стихотворений из романа «Доктор Живаго»: «На Страстной», «Чудо», «Магдалина I», «Магдалина II», «Гефсиманский сад», «Рассвет», «Рождественская звезда» и др.

Своеобразно осмыслена в этом стихотворном цикле библейская тематика, которая понадобилась автору для того, чтобы закрепить в сознании читателей параллель

между Христом и Юрием Живаго, христианской личностью, которая несет в мир христианское миропонимание. Б. Л. Пастернак создал своеобразное «Евангелие от Пастернака», в котором образ Иисуса Христа выступает как сила, объединяющая всех людей, хотя он и не может искоренить зло в этом мире. Наделив своего героя поэтическим, творческим даром, автор сделал его богоравным, способным оставить духовное завещание потомкам в своем прощании с миром: Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство И образ мира в слове явленный, И творчество, и чудотворство. Одним из самых интересных, на наш взгляд, является стихотворение
«Рождественская звезда».

Это стихотворение было написано по мотивам библейского сюжета — рождение Иисуса Христа. Его рождение — величайшее событие в жизни всего человечества, многих поэтов вдохновляла тайна появления на свет Спасителя. Только в Евангелиях от Матфея и от Луки есть рассказ о рождении Христа. Божественная Любовь входит в мир в образе новорожденного ребенка со всей его хрупкостью и беззащитностью. В начале стихотворения поэт возвещает о рождении «младенца в вертепе».

В это время Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи. Это символическая картина, т. к. пастухи смотрят не просто в некое пространство, но и в даль времени, грядущих веков. Кажется, что уже не пастухи, а сам автор понимает истинное значение происходящего для последующих поколений. Вот звезда, а дальше — необъятное время-пространство , огромный мир, расширяющийся до звездного неба. Кроме того, небо, «полное звезд…», на фоне кладбища с оградами, надгробьями, крестами — это как бы предсказание конца жизни Христа на земле, его распятия, того, как Иисус нес на Голгофу собственный крест . Кроме того, кладбище — это место, где пребывают тела умерших.

Именно Христос своею смертью победил смерть и умершим подарил жизнь, дал надежду на воскрешение души после смерти человека. Но у Б. Пастернака пастухи не выделяют среди звездного неба Рождественскую звезду. Тут поэт не отступает от канонического Евангелия. Ее видят и за ней следуют волхвы с дарами: И три звездочета Спешили на зов небывалых огней.

Для волхвов Рождественская звезда — это не только путеводная нить, указывающая на место рождения Младенца. Волхвы не зря называются у Б. Пастернака звездочетами. Это, прежде всего, представители науки, которые опираются на факты.

В данном случае это те люди, которые следуют законам разума. Они первые увидели родившуюся новую звезду. И они понимают, какое значение для них имеет появление звезды. Автор вмешивается в ход истории, начинает руководить действием по-своему. Именно волхвы, «неба послы», удостоились чести взглянуть на Христа, т. к. им одним была открыта тайна жизни и смерти только что родившегося Младенца.

В понимании автора это не просто путеводная нить, указывающая на место рождения Иисуса Христа, а смысл, цель жизни, миссия Его прихода на Землю, природа личности Христа, Его влияние на существование и развитие будущих поколений, всего человечества. Поэтому неслучайно звезда смотрит «с порога», который обозначает грань, предел между старым и новым, смертью и жизнью вечной. Это преграда, преодолев которую, люди обрели надежду на спасение, на соединение с Богом. Люди пришли издалека, оттуда, где не было Христа, пришли из ночи, из тьмы собственной души, из греха, из холода.

Пришли к свету, а свет — это Любовь. Как известно, природа Христа двойственная: Он — и Бог, и человек, совмещающий в себе два начала: духовное, божественное и земное, человеческое. Именно на Деву смотрит звезда.

Тут Матерь Божья впервые названа не Марией, а Девой. Это еще одно указание на чудесное, таинственное появление Младенца: зачатие Марии от Духа Святого. Авторское сравнение «звезды с гостьей» подтверждает мысль о том, что это символ миссии Христа, с которой Он был послан на Землю, это тот завет, который Он должен был исполнить.

Рождественская звезда выделяется среди неба, полного звезд, так же как и Иисус Христос своей жизнью, действиями отличался от простых людей. Звезда Рождества — это огонь, пламя, пожар, зарево. Она символизирует стихийное начало, которое охватило не просто все небо, а всю Вселенную.

Так и рождение, жизнь и деяния Христа — это пожар, который охватил всех людей, все народы, живущие во время Христа и после него. Символ огня, пожара в контексте стихотворения — это источник духовной энергии, который дает свет, тепло и жизнь. Семантически связанные слова «растущее зарево рдело над ней» ассоциируются с пришедшим после: Все елки на свете, все сны детворы Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Все великолепье цветной мишуры…

Иисус Христос воплощает собой светлое начало, поэтому неслучайно поэт допускает волхвов к Младенцу именно на рассвете, когда пробуждается вся природа. Причем на предрассветном небе из всех звезд осталась лишь одна — звезда Рождества: Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звезды сметал с небосвода. В русской культуре зола — символ смерти, праха, т. е. указывает на временность, тленность существования.

А вот Рождественская звезда осталась светить на небе, она вечна и не может сгореть, как другие звезды, т. к. ее предназначение — гореть вечно, пылать, но не сгорать до конца. Основу стихотворения составляет поэтический образ Рождественской звезды, значение которого автор пытается раскрыть, используя многосторонний подход к изображаемому явлению. На появление звезды мы смотрим сквозь призму восприятия волхвов, пастухов, животного и растительного мира, небесных светил, ангелов, Девы Марии. Но то или иное видение предопределено автором, на что указывает отбор и переосмысление Евангельского текста, использование собственно пастернаковских художественных средств и приемов, звуковая оболочка стиха, синтаксис и построение композиции. Поэт использует религиозную тематику тогда, когда главной религией советского общества был атеизм.

И это неслучайно, потому что это яркое напоминание о том, что духовность и вера — самое главное.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Традиции христианства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»