Только влюбленный имеет право на звание человека
О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты. А. Блок Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев отдавали многие строки этому прекрасному чувству. Чувство к избраннице высекало искру вдохновения, и в огне вспыхнувшего пламени рождались шедевры любовной лирики.
Чтобы лучше понять автора и его творение, нужно узнать, из чего возник замысел, как он воплотился. Прав был Блок, когда писал, что любовную лирику
От первого цикла — «Стихи о Прекрасной Даме» — до «Кармен» проносит поэт это сложное и противоречивое чувство. Нельзя определить его однозначно, так как с течением времени оно изменялось. Первые стихотворения Блока о любви восторженные. Они связаны с именем Л. Д. Менделеевой, в которую поэт был влюблен и которая вдохновляла его. Своему идеальному образу Блок дает
Она — и Древняя Дева, и Заря, и Купина, и Вечная жена, и просто «ласковая, милая», «вечно молодая». Героиня одухотворена, она появляется в вышине, на вечернем небосклоне, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает с появлением солнца. Весь цикл «Стихов о Прекрасной Даме» пронизан искренним чувством любви. Но каково оно? В чем его особенность?
Несмотря на то, что в основе цикла лежит реальный факт — роман поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, — необходимо отметить, что лирический герой влюблен не в реальную, а в идеальную женщину, в некий образ: Ты горишь над высокой горою, Недоступна в Своем терему. Я примчуся вечерней порою, В упоеньи мечту обниму. Развитие темы любви мы наблюдаем в цикле «Снежная маска», посвященном актрисе Наталье Николаевне Волоховой, игравшей одну из ролей в первой драме Блока «Балаганчик». Прекрасная Дама здесь превращается в Снежную Деву, а, следовательно, и изменяется чувство героя к ней.
Теперь это уже не обожествляющее преклонение. Чувства похожи теперь на снежную вьюгу, уносящую героя в темные дали, но не приносящую счастья и удовлетворения: Я так устал от ласк подруги На застывающей земле. И драгоценный камень вьюги Сверкает льдиной на челе. В цикле «Кармен» любовь снова изменяется и выходит на новую ступень. Это уже не любовь, а страсть, жгучая, как воронье крыло и волосы Кармен, и опасная, как испанский разбойничий клинок.
Восьмое стихотворение «Ты — как отзвук забытого гимна…» можно назвать главным в цикле, потому что именно в нем наиболее ярко показано «плененное» сердце. В образе Кармен воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей безумной страсти, с другой — стихия творческая, дающая надежду на просветление. Сон в стихотворении — пленительный и страстный прорыв через сказочное забытье к «одичалой прелести».
Человек, который никогда не любил, не испытал все прелести жизни. Возможно, если бы не любовь, то у Блока не родились бы такие прекрасные стихи. Романтическая лирика Александра Александровича Блока не утратила своего значения и в наши дни.
Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. А это так необходимо в наш рациональный век.