Конспект урока для 11 класса на тему «Мы должны сохранить Землю!»
Седых Елена Викторовна,
Учитель биологии МОУ СОШ № 48
Г. Белгорода
Гудина Елена Георгиевна,
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 48
Г. Белгорода
Интегрированный урок биологии
11 класс
Тема урока : Мы должны сохранить Землю!
Цели урока:
Образовательные: создать условия для активной деятельности учащихся на уроке через использование системы учебных заданий; способствовать формированию знаний учащихся об экологических факторах и группах экологических факторов; организовать деятельность учащихся
Развивающие: содействовать формированию общеучебных умений и навыков: работе с интерактивной доской, компьютерной техникой, интерактивными плакатами, учебником, дополнительной литературой, умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к биологическим знаниям; помочь учащимся осознать значимость изучаемого
Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры общения и развитию коммуникативных способностей учащихся; формирование целостных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в отношении природы через анализ
Нравственных ценностей и экологических понятий.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, интерактивная доска Starboard, презентация Microsoft Office PowerPoint 2007, интерактивные плакаты, учебники, электронное учебное пособие «Экология 10-11 классы» 1 С: Школа.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация — актуализация субъективного опыта — организация восприятия — организация осмысления — первичная проверка понимания — организация первичного закрепления — анализ первичного закрепления — рефлексия.
План урока
1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации. Вызов.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся. Кластер
3. Изучение нового материала. Организация восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися нового материала.
4. Организация деятельности по первичному закреплению новых знаний. Организация контроля и самоконтроля знаний основных понятий темы.
5. Итоги урока, оценки
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия
Тема урока взята из курса биологии и русского языка в 11 классе. Тексты экологической направленности достаточно часто встречаются в КИМах, а тема охраны окружающей среды занимает значительное место в курсе биологии в 11 классе. Это обусловило выбор интегрированного урока биологии и русского языка, а также позволило систематизировать знания учащихся по обоим предметам.
С точки зрения биологии анализ художественного текста экологической направленности в форме притчи создал условия для оптимального решения воспитательных задач для преподавания биологии, а исследование экологических факторов на примере текста помогло учащимся и самому учителю сформулировать более точно аргументы для написания Сочинения.
В ходе урока учителями были разработаны презентации в Office и NotebookSoftware для интерактивной доски, которые использовались на всех этапах урока. Так, на этапе вызова были показаны два видеофрагмента, которые помогли учащимся самим сформулировать тему урока и его цели. На этапе актуализации на слайде Starboard был представлен кластер, учащиеся должны были стрелками соотнести понятия, что дало возможность им показать свое видение проблемы, а нам осуществить личностно-ориентированный подход и повысить наглядность урока.
На этапе первичного восприятия нового материала на слайдах Starboard предлагалось соотнести компоненты живой и неживой природы и результаты деятельности человека с экологическими факторами; также необходимо было выбрать наиболее яркие приемы выражения авторской позиции. При изучении нового материала использовались интерактивные плакаты. На этапе закрепления был дан интерактивный тест, позволяющий сразу оценить усвоение изученного материала.
На этапе рефлексии на слайде Starboard учащиеся делали выбор между различными нравственными категориями в пользу сохранения планеты.
Так как учащиеся были знакомы с методикой работы с интерактивной доской, то особой предварительной их подготовки не потребовалось.
На наш взгляд, использование данных технических средств позволило решить многие дидактические, воспитательные и развивающие функции. Кроме этого, урок отвечал современным требованиям: в достаточной мере были представлены наглядные материалы; была создана комфортная психологическая обстановка; взаимодействие с учащимися было тесным и на определенных этапах они выступали в качестве субъектов обучения; чередование форм обучения позволило не перенапрягать зрение учащихся; были использованы индивидуальные и парные методы организации работы на уроке.
Ход урока:
1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации. Вызов.
Здравствуйте, мы рады вас видеть. Сегодня у нас интегрированный урок биологии и русского языка. Над какой темой мы будем работать, вы, думаю, поймете сами, когда посмотрите 2 видеофрагмента.
— Ребята, какие чувства вызвали у вас эти видеофрагменты?
— Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
— Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Антуана де-Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
— Как вы думаете, каких целей мы должны достичь?
— Вспомним о том, что такое экологические факторы, какое влияние на организмы они оказывают, в рамках подготовки к ЕГЭ проанализируем текст, выделим авторскую позицию и приведем свои аргументы.
— Перед вами лежат рабочие листы к нашему уроку, которые помогут вам при изучении и закреплении материала.
2. Актуализация Субъективного опыта учащихся. Кластер
— Я предлагаю вам подумать над словами:
Природа, человек, ответственность.
— Как они связаны между собой?
— Я предлагаю желающим выйти к доске и стрелочками показать взаимосвязь между этими понятиями.
— Давайте сделаем вывод на данном этапе работы.
3. Изучение нового материала. Организация восприятия, осмысления и первичного запоминания Учащимися нового материала
3.1. Биология.
— Итак, мы переходим к следующему этапу работы — восприятию нового материала.
— Давайте вспомним, основные законы экологии
Живые организмы в природе существуют не изолированно, их жизнедеятельность связана с определенной средой обитания. В понятие природной среды входят все условия живой и неживой природы — экологические факторы, которые прямо или косвенно влияют на организмы. — Что такое экологические факторы?
Экологические факторы — компоненты природной среды, влияющие на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества.
— Какие группы экологических факторов выделяют?
Абиотические, биотические, антропогенный фактор.
— Что такое абиотические факторы?
Абиотические факторы — компоненты неживой природы, действующие на организм.
Биотические — взаимодействия между различными особями в популяциях.
Антропогенный фактор — Разнообразная деятельность человека, которая приводит к изменению природы как среды обитания всех живых организмов.
— Запишите в ваших рабочих листах основные понятия.
3.2. Первичная проверка изученного материала.
— Из предложенного перечня распределите примеры экологических факторов по группам.
— Итак, ребята, какие основные понятия и термины пригодятся вам для сегодняшней работы? Перечислите.
3.3. Русский язык.
— А сейчас мы познакомимся с текстом Соколовой, с которым будем работать в течение этого урока.
— Скажите, как связана тема данного текста с темой нашего урока?
— Какие проблемы поднимает автор в тексте?
— Я предлагаю вам определить авторскую позицию в тексте. Для этого мы поработаем с интерактивной доской и вспомним, приемы выражения авторской позиции, а также выражения-помощники, которые помогают сформулировать наши мысли .
— Выберите те средства художественной выразительности, которые особенно ярко помогают автору выразить собственную позицию.
— Назовите известные вам выражения, которые помогают сформулировать авторскую позицию.
— Сейчас я предлагаю вам в парах проанализировать абзацы текста и с помощью приемов определить авторское отношение к изображаемому. Подчеркните в тексте те слова и выражения, которые ярко характеризуют ее.
Работа в парах. 3-5 минут.
Обсуждение
— Оправдывает ли автор кого-то из героев?
Вывод: Соколова с тревогой пишет о равнодушии людей, эгоизме, которые приводят к гибели окружающей природы.
Обсуждение
— Какие группы экологических факторов в прочитанном тексте вы можете назвать, и как они влияют на рост рябинки?
— Абиотические — свет, влага, почва, температура; биотические — насекомые — опылители, почвенные организмы, обитатели кроны дерева, птицы; антропогенный фактор — влияние человека.
— Таким образом, все группы экологических факторов воздействовали на рябинку.
— Как взаимодействуют эти факторы между собой в прочитанном тексте, какой из них оказался решающим в судьбе деревца?
— Антропогенный фактор. Негативная деятельность человека перечеркнула благоприятное воздействие остальных групп факторов.
Вместе с рябинкой погибли несколько групп живых организмов, каждый из которых занимал свою экологическую нишу
Вывод: В данном случае мы видим, что живые организмы оказываются беззащитными перед влиянием хищнического отношения человека.
4. Организация деятельности по первичному закреплению новых знаний. Организация контроля и самоконтроля знаний основных понятий темы. Просмотр плаката «Экологические ниши»
А. Компьютерное тестирование с использованием электронного учебного пособия «Экология 10-11 классы» 1 С: Школа .
Б. Написание аргументов в защиту своей позиции.
5. Итоги урока, оценки
6. Домашнее задание : создать презентацию на тему «Охрана окружающей среды»; написать сочинение-рассуждение по тексту Соколовой.
7. Рефлексия
Приложение 1
Текст для анализа
Выросла рябинка при дороге.
Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. 3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
4)Наступил август. 5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. 6) Деревце запылало, как костер на юру.
7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
8) Шла мимо девочка.
9) Увидела рябинку, поахала.
10) — Возьму-ка я одну веточку. 11) Одна веточка — это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
12) И она была по-своему права.
13) Ехал на машине усатый дядька.
14) — Ух ты… 15) Прямо картинка… 16) Шикарно!
17) Он остановил машину, вылез из-за руля. 18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
19) — Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
21) Под вечер шли туристы.
22) — Хорошая рябинка, правда, ломаная. 23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! 24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!
25) Мы народ организованный, должны подавать пример…
26) Шел в сумерках влюбленный.
27) — Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. 28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. 30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
Все равно последняя кисть, и она уже дереву не поможет…
А Люсенька обрадуется.
33) На другой день приехал хозяйственник.
34) — Что это еще за уродец? — строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
35) — Убрать. 36) Срубить. 37) А то весь вид портит.
38) И он был по-своему прав.
39) В этой истории все правы. 40) Виноватых нет. 41) Но и рябинки тоже нет.
Приложение 2
Рабочий лист учащегося
Тема урока: «?»
Тема урока: » «
Покажи взаимосвязь понятий стрелочками.
Природа Человек
Вывод:
Работа с экологическими понятиями
Экологические факторы —
Г