Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых
Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», повести «Ася», «Первая любовь» и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. «Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо», — читаем в финале романа «Дворянское гнездо».
Вместе с тем способность
Смерть жены — страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто «…она была так молода, так одинока», что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика
Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. «Десять лет прошло… бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла — напротив. Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев. Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, «заметил» Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего.
Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное — мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. «Рыцарство» Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта «пародийная» дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его «принсипах», он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы «уйти в тень». В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему «учителю», младший Кирсанов считает любовь «вздором», «чепухой», «романтизмом». Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места.
Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя «школьником, студентиком» рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши «светской львицей». Зато «с Катей Аркадий был как дома», их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное — то, что прививалось Базаровым, — исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство. Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж «мелко» — приносить счастье окружающим людям?
Что же значит любовь в жизни главного героя романа? «Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни». Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но «нравится тебе женщина — старайся добиться толку». Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, — молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее.
Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание «взять реванш» за «неудачу» с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к «физиологии». Базаров понимает, что с ней-то как раз «не добьешься толку», но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил.
Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. «Этакое богатое тело!.. Хоть сейчас в анатомический театр», — говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только «богатое тело», но и «свобода и независимость… мыслей» молодой женщины — вот что вызвало чувство Базарова. «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».
Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи — это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым. Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов — герой не способен «сломить» себя, «подстроить» под мерки другого человека.
Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя «заморозила», что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям — Николаю Петровичу и Аркадию.
Удел сильных личностей — Базарова, Павла Петровича — одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе «Отцы и дети».