Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник»
Великая сила слова, которая «металлов тверже и выше пирамид», проникает в потаенные уголки души, вызывает светлые чувства и делает человека лучше. Стихи, которые действуют эмоциональнее и сильнее, чем проза; истина и красота, которые заставляют задумываться и восторгаться… Именно это делает творчество Г. Р. Державина, которое мы ценим и любим более двух столетий, неповторимым и особенным.
Отличительные черты творчества Державина можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1975 году. Прежде
В стихотворении «Памятник» мы найдем описание реальных событий из жизни поэта. Лирический герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому лирическое произведение начинается с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный».
И далее продолжается рассказ о себе: …первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте
Еще одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. С помощью этого приема поэт добивается большей выразительности и эмоциональности: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид…», «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…»,»В сердечной простоте беседовать о боге…» Наряду с этими простыми и понятными каждому словами есть в «Памятнике» строки, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в свое предназначение: О муза! возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай. В основу стихотворения положен образ памятника. Памятник выступает в произведении одухотворенной памятью человечества, а не признанием заслуг отдельного человека: Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.
Читая стихотворение, нельзя не обратить внимания на обилие противоположностей. Причем найденные противоречия он провозглашает нормой. Также Державин использует олицетворения. Вот четверостишие, полностью состоящее из них: Так! — весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Стихотворение написано двустопным ямбом, который обычно подразумевает четкость и жесткость стиха. Но это произведение отличается множеством пиррихиев, поэтому строфы звучат мягко и плавно. Рифмовка перекрестная с чередованием мужской и женской рифм. Иногда, для сохранения ритма в строке, автор использует перенесение нормативного ударения , неполноту окончаний . В стихотворении Державин утверждал вечность литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством . Но не менее он гордился и своим народом . Также значение имеет и образ императрицы . Но с самой большой теплотой поэт относится к своей Музе, считая, что именно она, то есть божье проведение, двигала его пером: О муза! …. ….Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.
Тема значимости поэта и поэзии встречается у многих авторов. Стихотворение Гавриила Романовича Державина «Памятник», посвященное этой проблеме, отличает сила и восторженность. Только искренняя любовь к народу и преданность ремеслу поэта могла мотивировать его на создание этого произведения.