Степан Шевырев о Лермонтове

Степан Петрович Шевырев — один из немногих значительных критиков XIX века, чьи статьи ни разу не переиздавались в XX веке. Поэт, переводчик, филолог, он учился в Московском благородном пансионе; семнадцати лет поступил на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, входил в литературный кружок С. Е. Раича, посещал собрания «любомудров», русских шеллингианцев. Участвует в издании журнала «Московский вестник»; с 1829 по 1832 год живет за границей, в основном в Италии — работает над книгой о Данте, много переводит с итальянского

языка.

Вернувшись в Россию, преподает словесность в Московском университете, печатается в журнале «Московский наблюдатель», а с 1841 года становится ведущим критиком журнала «Москвитянин», издаваемого М. П. Погодиным.

В своей поэтической практике и в критических воззрениях был сторонником «поэзии мысли» — по мнению Шевырева и его единомышленников, она должна была сменить пушкинскую «школу гармонической точности»; наиболее значительными поэтами-современниками были для Шевырева В. Г. Бенедиктов, А. С. Хомяков и Н. М. Языков.

В программной статье «Взгляд русского на образование Европы»

Шевырев писал о двух силах, сошедшихся лицом к лицу в «современной истории», — это Запад и Россия. «Увлечет ли он нас в своем всемирном стремлении? Усвоит ли себе? Или устоим мы в своей самобытности?» — вот вопросы, на которые хочет ответить критик нового журнала. Обозревая современное состояние культуры Италии, Англии, Франции и Германии, Шевырев везде видит упадок.

В литературе остались лишь «великие воспоминания» — Шекспир, Дант, Гете, во Франции «болтливые журналы» угождают «испорченному воображению и вкусу народа», «рассказывая о всяком изысканном преступлении, о всяком процессе, безобразящем историю нравственности человеческой, о всякой казни, которая расцвеченным рассказом может только породить в читателе новую для нее жертву». В Германии «разврат мысли» выразился в том, что философия отошла от религии — это «Ахиллова пята» «нравственного и духовного бытия» Германии.

В противоположность Западу русские «сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию», — это «древнее чувство религиозное», «чувство государственного единства», связь «царя и народа», и «сознание нашей народности». Эти «три чувства» и составляют знаменитую формулу С. Уварова , родившуюся в 1832 году и надолго определившую государственную идеологию.

С Гоголем Шевырева связывала дружба; он один из адресатов «Выбранных мест из переписки с друзьями», автор двух статей о «Мертвых душах»; после смерти писателя Шевырев разбирал его бумаги и опубликовал «Сочинения Николая Васильевича Гоголя, найденные после его смерти» . Переписка Шевырева с Гоголем частично опубликована в издании: Переписка Н. В. Гоголя в двух томах. М., 1988. Т. II.

Гоголь в письме от 31 октября 1842 г. благодарил Шевырева за статьи о «Мертвых душах» и соглашался с его замечаниями.

Мы печатаем две статьи Шевырева о Лермонтове, вышедшие при жизни поэта. Статьи печатаются по современной орфографии и пунктуации .

Публикация, вступительная статья и примечания Л. И. Соболева

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Степан Шевырев о Лермонтове