Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака
Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре. Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака.
Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена
Журча, еще бежит за мельницу ручей. «Октябрь уж наступил…» — это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определенную пору осени — октябрь. Второй, третий и четвертый фрагменты повествуют об остальных временах года: весне, зиме и лете.
Описание
Получается, что всего четырьмя существительными словам Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное» имеет здесь, по-моему, иронический смысл. К зиме же Пушкин относится лучше, чем к лету и весне, но явное предпочтение отдается все же осенней поре.
Эта пора года — кульминация красоты. В этом, на мой взгляд, Пастернак с Пушкиным солидарны. Несмотря на то, что объем стихотворения «Бабье лето» , как у произвдения Пушкина, золотая осень у него описана великолепно: Лист смородины груб и матерчат. ….. … сгоревший на солнце орешник Словно жаром костра опален. Поэты создают замечательные картины, прибегая к цветовым краскам. Например, красный цвет ассоциируется у них с огненным: «огонь опять горит», «орешник, словно жаром костра опален», «все пред тобой сожжено».
Удивительно и то, что оба певца природы обращаются к образам рощи и дороги. У Пушкина: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает… А вот у Пастернака: Здесь дорога спускается в балку. … как в воду опущена роща.
Пользуются они и такими приемами, как переплетение описания природного великолепия с бытовыми картинами и деталями: Лист смородины груб и матерчат. В доме хохот и стекла звенят. В нем шинкуют, и квасят, и перчат, И гвоздики кладут в маринад. Каков же быт в пушкинском стихотворении?
В «Осени» бытовые зарисовки более относятся к самому поэту, нежели к другим: Чредой слетает сон, чредой находит голод. Я снова жизни полн — таков мой организм. . Осень пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновения и дает ему радость плавания в любую сторону, в какую поэтическая душа пожелает: И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем… Поэт остро чувствует, что все на земле подвержено исчезновению. Но именно потому, что ничего здесь нам не дано удержать, и возникает в душе иная любовь к этой жизни, любовь-умиление, бескорыстная любовь к красоте.
Таким образом, мы видим, что стихотворения Пушкина и Пастернака, отличающиеся в основном объемом и строфикой , воспевают прекрасное время года, называемое осенью, и видят в нем огромный источник жизненной силы. Эти произведения необыкновенно точны в изображении подлинной красоты и прелести скромной осенней природы.