Счастье и несчастье в оценке Андрея Болконского
Образ Андрея Болконского в романе Л. Толстого «Война и мир» — один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в жизни. Понятия счастья и несчастья у него со временем меняются. Попробуем же выяснить, как оценивает счастье и несчастье Болконский в разные периоды своей жизни. С первых страниц появления князя Андрея Болконского видно, что это высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни
Это можно заметить в первом разговоре Болконского с Пьером. Андрей говорит с ним покровительственно, по-отцовски, но в то же время несколько свысока. Что же для такого человека представляется счастьем?
Слава. Война 1805 года. Андрей жаждет стать героем. В его мечтах ему видится армия в опасности, и он один ее спасает.
И вот он, тот долгожданный миг. Болконский в Аустерлиц-ком сражении бежит впереди со знаменем в руках, но падает. И как странно: он думает не о своем великом подвиге , он видит высокое, бесконечное небо с бегущими по нему облаками и забывает про все, что ему казалось до этого
Впервые он вспоминает об отце, жене, сестре и будущем ребенке, которыми раньше готов был пожертвовать ради славы. На этом жизнь ради славы у князя Андрея заканчивается. Теперь Болконский понимает, что счастье в семье, в нем самом. Он начинает заниматься исключительно своими делами.
Правда, это счастье оказывается для него нелегким, слишком земное, простое, абсолютно не сочетающееся с его гордым небом. В Богучарове между Андреем и Пьером происходит важный разговор, очень сильно повлиявший на мировоззрение первого. Пьер сказал, что «ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, — и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их», что «надо жить, надо любить, надо верить». И хотя князь Андрей и спорил с этими высказываниями, но его внутренний голос говорил ему: «Правда, верь этому». Всей его жизни было суждено измениться после встречи с Наташей.
Одна маленькая девочка способна была вернуть князя Андрея к жизни, дать ему вновь надежду на счастье, веру в любовь. Болконский едет в Петербург, знакомится с передовыми людьми того времени, начинает составлять преобразовательные проекты. Он стремится, чтобы его жизнь оказывала влияние на других.
Но не там он этого ищет, он ищет это в том обществе, от которого несколько лет назад убежал на войну . Во второй раз, снова скрываясь от пустой суеты петербургского света, князь Андрей оставил его в 1812 году. Между этими годами прошло семь лет. За эти семь лет Болконский, можно сказать, прожил целую жизнь: он полюбил юную Наташу Ростову, пережил ее измену…
И вот Бородинское сражение. Князь Андрей ранен. Впервые в жизни в этот момент его тянет не к небу, а к земле.
Как сильно он изменился! Он завидует траве, цветам, а не гордым, властным облакам. В нем происходит перелом, но не такой, какие у него были до этого. Прежде он думал о себе, теперь же он подумал о других. Для князя Андрея открылось другое счастье, счастье любви ко всем людям.
Он почувствовал жалость даже к своему злейшему врагу, Анатолю, которого он жаждал убить. Смертельно раненный, он лежит в избе в Мытищах, почти в забытьи, и думает, что ему «открылось новое счастье, неотъемлемое от человека. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Здесь же он встретил Наташу.
Наверное, минуты, которые он провел с ней в конце жизни, были для него самыми счастливыми. Он сам говорил, что раз эта рана свела его с ней, он не жалеет ни о чем. Эта милая, веселая, жизнерадостная Наташа, вернувшая его первый раз к жизни, но теперь уже, благодаря ему, научившаяся страдать, осуществила его желание: чтобы жизнь князя Андрея отразилась на людях.
И Наташа, и княжна Марья, и Пьер — все помнили Болконского после его смерти, и вспоминали о нем каждый с каким-то своим глубоким философским смыслом, но все — по-доброму. И что самое главное, он стал кумиром для сына Николеньки. Поэтому, что бы ни говорили, князь Андрей был счастлив, счастье осуществилось для него, он умер счастливым. Князь Андрей — философ, мыслитель.
У Толстого он противопоставляется Наташе, олицетворяющей земную, но счастливую жизнь. Что значит счастье для Болконского? Что значит счастье для Наташи? Что значит счастье для других?
Писатель показал совершенно различных людей, их взгляды на мир и их судьбы. Образ князя Андрея является одним из самых интересных, без него романа не получилось бы.