Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной “некрасовской” школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.

В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 1863 по 1877 годы, но не было закончено.

Сам Некрасов говорил, что он собирал ее “по словечку в течение двадцати лет”. “Я задумал изложить, – писал поэт – все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услыхать из уст его…”. Главный герой поэмы – русский народ.

Он показан как носитель лучших черт русского национального характера. В своей поэме автор стремился к созданию обобщенного образа русского народа. Он создан благодаря всем персонажам поэмы. Это и центральные герои , и эпизодические , и “многоголосье” толпы . На первый план Некрасов выводит натуры героические.

Это, прежде всего, Матрена Тимофеевна и Савелий. О них рассказывается

в части “Крестьянка” – единственной части в поэме, которая написана от первого лица. Этим автор подчеркивает исключительность Матрены Тимофеевны, а также то, что ее голос – это голос самого народа. Поэтому героиня очень часто поет народные песни.

Отсюда “Крестьянка” – еще и самая фольклорная часть поэмы, полностью построенная на народно-поэтических образах и мотивах. Корчагина – одна из кандидатов в “счастливые”, которых ищет автор и герои поэмы. Но ее судьба тяжела и трагична, так же, как и судьба почти всех русских крестьянок: “Не дело – между бабами Счастливую искать!..”. Счастливой Матрена Тимофеевна чувствовала себя только до замужества. Ей выпало счастливое и беззаботное детство.

С пяти лет ее начали приучать к посильному труду : Так к делу приобыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Еще один раз повезло в жизни Матрене Тимофеевне – ей попался добрый и любящий муж.

Можно сказать, что с мужем Матрена Тимофеевна была счастлива. Но вся дальнейшая жизнь Корчагиной представляет собой сплошные беды и несчастья. Сначала у нее трагически погибает сын-первенец.

По недосмотру его загрызла свинья. Потом несправедливо забрали мужа в солдаты, и семья осталась без кормильца. Позже Матрену Тимофеевну публично высекли розгами . Но и этого судьбе показалось мало. Семья Матрены Тимофеевны еще дважды погорела, “бог сибирской язвою нас трижды посетил”.

Однако, несмотря на все это, образ Матрены Тимофеевны – это героический образ. Она выстояла, вынесла все испытания. Корчагиной удалось спасти сына от плетей, мужа от солдатчины. Она сохранила собственное достоинство, силу, которую вкладывает в работу. Недаром в начале “Крестьянки” эта героиня показана как часть самой природы, в самую благодатную ее пору – сбора урожая: …

Пора чудесная! Нет веселей, наряднее, Богаче нет поры! Несмотря на все трудности, Матрена Тимофеевна сохранила великую любовь к людям. И про нее Некрасов говорит: В рабстве спасенное, сердце свободное, Золото, золото, сердце народное.

Но эти слова в полной мере могут относиться и к другому герою поэмы – “Савелию, богатырю святорусскому”. Он сам считает свою жизнь праведной и счастливой. Этот “счастливец” двадцать лет провел на каторге.

Пострадал он за общее дело, за правду – стал зачинщиком расправы над немцом-кровопийцей Фогилем. “Клейменный, да не раб”, – с гордостью говорит о себе сам Савелий. Таким образом, свобода – одно из условий счастья в понимании русского народа. Но, помимо свободы, Савелий обладает еще многими качествами, которые позволяют считать его лучшим представителем национального характера.

Прежде всего, Савелий – это человек могучей физической силы. Но он не только богатырь тела, но и богатырь духа. В конце жизни герой уходит в монастырь и становится выразителем народной религиозности, веры в Бога русского человека. И поэтому Савелий назван именно “святорусским” богатырем.

Таким образом, в конце жизни на него ложится печать святости. Но молитва старца Савелия носит земной характер: За все страдное, русское Крестьянство я молюсь. Следовательно, главными особенностями народного характера, по мнению Некрасова, являются любовь к свободе, терпеливость, богатырская стойкость и выносливость, трудолюбие, энергия, доброта, щедрость, отзывчивость, любовь к природе и ко всему живому. Но, помимо всех этих положительных качеств, Некрасов видит и много отрицательных черт в русском национальном характере. Это и незрелость народного сознания , тяготение к добровольному холопству , узость мышления , склонность к предательству . В результате автор рисует противоречивый образ русского народа, сочетающий в себе протест и пассивность, упорство и мягкотелость, решимость и долготерпение.

Вот и получается, что Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Syntagmatic syntax.
Сейчас вы читаете: Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо”