Революцией мобилизованный и призванный…»
1925 год. Технологический институт в Москве. Перед входом — толпа.
Все спрашивают: «Нет ли лишнего билетика?» Огромный зал набит до отказа. Лишь в партере, в первых рядах, забронированных начальством, есть свободные места -«сиятельные господа» задерживаются. На сцену выходит Маяковский. Огромный, в своей знаменитой желтой кофте.
Он оглядывает зал и делает широкий жест в сторону переполненной галерки: — Эй, молодежь, сыпьте сюда, есть свободные места. «Молодежь», сметая контролеров, заполняет «господские» места. Вечер
Он сделал это достаточно деликатно, не умаляя талант Есенина , отрицая сплетни и грязные намеки на причину смерти. Критики бормочут: — Этому вина… То да се… А главное, Что смычки мало, В результате Много пива и вина… …Осуществись такая бредь, На себя бы Раньше наложили
В этом стихотворении поэт отчетливо высказал свое идеологическое кредо: Для веселия Планета наша Мало оборудована, Надо Вырвать Радость У грядущих дней. Использовал в последних строках перифраз есенинского посмертного стихотворения: В этой жизни Помереть Не трудно. Сделать жизнь Значительно трудней. Раздумья о месте поэта в человеческом обществе, о предназначении поэта — частая тема в творчестве Маяковского.
О себе он всегда говорил конкретно: «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», «Я — ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный», «…я подниму, как большевицкий партбилет, все сто томов моих партийных книжек». Начав с талантливых, несколько абстрактных стихов, поэт очень быстро перешел к конкретизации своего творчества. Он был уверен, что в это тяжелое время периода построения нового общества его талант надо поставить на служение этому строительству.
Ради этой благородной цели Маяковский не стеснялся «сам себя усмирять , становясь на горло собственной песне». Он много времени отдает пропагандистским «Окнам РОСТА», не брезгует писать рекламные и агитационные стишки. «Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Воду пейте оную только кипяченую». Некоторые его стихи носят почти газетную, публицистическую направленность:»Маруся отравилась», «Нашему юношеству», «Общее руководство для начинающих подхалимов», «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка…».
В обращении к финиспектору Маяковский лаконично формулирует трудность поэтического ремесла: Поэзия — Та же добыча радия. В грамм добыча, В год труды. Изводишь Единого слова ради Тысячи тонн Словесной руды. И там же Маяковский высказывает тезис, который лапидарно характеризует общую сущность поэзии: «Поэзия — вся! — езда в незнаемое».
Потрясающая точность формулировки. Именно в незнаемое, неведомое. Поэт — нерв и совесть эпохи Он в долгу «перед Бродвейской лампионией, перед вами, багдадские небеса, перед Красной Армией, перед вишнями Японии, перед всем, про что не успел написать».
Свой долг Владимир Маяковский выплатил сполна. И не его вина, что коммунистические идеалы, которым он поклонялся, оказались искаженными в грязных лапах нечестных и корыстных правителей. Он шагнул в смерть, но одновременно он шагнул в будущее.
Ритмично и широко, как в «Левом марше», прошел он через годы и гордо встал на площади его имени. Там, где часто собираются самые искренние поэты.