Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на ее квартире
Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными романами и рассказами, которые еще при жизни писателя были признаны классикой: «Братья Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Записки из Мертвого дома» и многие другие. Среди его произведений особенно выделяется роман «Преступление и наказание», в котором главным действующим лицом является Родион Раскольников, мучимый угрызениями совести после убийства старухи — процентщицы и ее сестры Лизаветы. Душевный мир персонажа был настолько великолепно выписан
Но не только достоверностью психологического состояния главного героя замечательно это произведение. В системе образов «Преступления и наказания» есть и еще один персонаж, который затем вошел в галерею лучших образов русской литературы. Это Сонечка Мармеладова, проститутка, случайно вошедшая в жизнь Раскольникова и положившая начало его духовному возрождению. Жизнь Сони, на первый взгляд, не имеет никаких необычных фактов. Это обычная житейская история, характерная не только для середины XIX века, но и для любого времени.
Но
Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий . Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка. Один из самых интересных и драматичных моментов в отношениях Сонечки и Раскольников наступает именно тогда, когда герой выбирает ее для своей исповеди, так как страшная тайна о совершенном им убийстве стала для него невыносимой. Этот эпизод находится в четвертой главе и является своеобразной кульминацией. Раскольников приходит к Мармеладовой на квартиру, якобы для того, чтобы проститься.
На самом деле, ему очень плохо, а в такие моменты просто необходимо видеть человека, которому еще хуже. Родион хочет видеть в Соне страдание, такое же неизбывное, как и его. Именно поэтому так жесток он по отношению к девушке.
Герой буквально мучает Соню вопросами о том, что она будет делать со своими братьями и сестрами, когда умрет и ее мачеха. Ведь девушка в ее положении не может взять их к себе. Раскольников играет в данном случае роль демона, который искушает Соню.
Таким образом, он как бы копирует поведение Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к Раскольникову. Вот только Родион не выдерживает, срывается, а Соня стойко противостоит нападкам. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну Соне стоит ненавидеть: «Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок… Ведь у нее ум совсем как помешан… от горя.
А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете… ах!». Герой не понимает, как можно, живя в подобных обстоятельствах , не имея надежды хоть на какой-то просвет в будущем, продолжать существовать и не озлобиться. Вот он не может. Раскольников смотрит на Соню и не верит, что она в своем уме.
То же самое думает и Мармеладова, не понимая, как можно быть таким злым и бессердечным. А герой на самом деле очень жесток. В начале разговора он ведет себя еще спокойно, но с течением времени начинает все более раздражаться.
Так он почти насильно просит Соню прочитать о воскрешении Лазаря. Раскольников не понимал, почему Соня не покончила жизнь самоубийством, он даже сам предлагает ей это: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». И тут герой сделал самое поразительное открытие в ней — она до сих пор живет, противясь греху, только потому, что если умрет она, то некому будет заботиться о семье: «А с ними то, что будет?». Именно поэтому Родион кланяется и целует Соне ноги: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
Соня на самом деле поразительна в этой сцене. Ее великодушие и сострадание не имеют границ. Своих обидчиков и мучителей она не может даже ненавидеть. Она и Раскольникова не может остановить, не сердиться на него за жестокость. Лишь единственный раз боль сменилась на ее лице укором: «Лицо Сони вдруг страшно изменилось: по нем пробежали судороги.
С невыразимым укором взглянула она на него, хотела было что-то сказать, но ничего не могла выговорить и только вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо». Это произошло тогда, когда Раскольников усомнился в существовании Бога: «Да, может быть, и бога-то совсем нет». Жизнь для Сони держалась только на основании веры в Бога, только это спасало ее от погрязания в грехе, который пока только снаружи окружал ее. Она вся преображается, когда читает Библию, вкладывает в это чтение всю душу.
Соня уверена, что сможет дать почувствовать Раскольникову благодать, которая исходит от нее. Но герой не слушает, а только все больше уверяется, что Мармеладова сошла с ума. Этот эпизод показывает читателю двух бесконечно несчастных людей, они так похожи в своем горе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». Но как они на самом деле различны! Соня — чистое, светлое создание, готовое отдать последнюю рубашку ради своей семьи.
Раскольников — злой, презрительный, высокомерный, бросающий свою мать и сестру, тем повергая их в неизбывное горе, хотя и считая, что спасает их от мучений. Соня — христианское смирение. Раскольников — жестокий протест.
Чему могут они друг друга научить, что дать? Они и сами не знают. Кажется, они только мучают себя, когда вместе. Но самое главное чувство, которое единит и сближает героев, — жалость друг к другу. В этом сострадании и кроется та притягательная сила, которая влечет Раскольникова к Соне.
Таким путем они пытаются найти выход, и самое главное — найдут.