Рахметов как «особенный человек» в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?»
Примечательно, что для Н. Г. Чернышевского наверно, больше, чем для любого другого русского писателя XIX столетия, было характерно единство художественного творчества и мировоззрения. Мне кажется, что именно в этом своеобразии сила и слабость этого писателя. Чернышевский относится к ряду тех художников, у которых по словам Белинского, не «ум ушел в талант», а, «талант ушел в ум». Правда, есть тут и другая сторона дела.
Художник может считать, что данное произведение является непосредственным выражением его идей, идеалов и пристрастий.
И, с этой точки зрения, образ Рахметова — это попытка художественно решить вопрос, который волновал Чернышевского всю жизнь. Именно
Рахметов живет лишь для народа, во имя народа: «…дел у него была бездна, и все дела, не касавшиеся его лично, личных дел у него не было…» Стремясь показать близость и единство Рахметова с народом, Чернышевский соединяет в этом характере два образа: образ передового человека с «истинно современным» образом мыслей и образ «человека из народа»- Никитушки Ломова. Мы видим, как не жалеет себя этот герой. Он обладает нечеловеческой силой, выносливостью, вместе с бурлаками везет на своих плечах тяжелые баржи.
Поэтому он близок и понятен народу. Сравнение с пушкинским Пугачевым, гоголевским Тарасом Бульбой и другими подобными героями говорит о новизне этого типа для русской литературы. Чернышевский очень настойчиво и последовательно подчеркивает именно те новые черты в моральном облике своего героя, которые как раз и сближают его с народом.
Когда Рахметова спрашивают, что является причиной его «странностей» и «чудачеств» — он отвечает: «Так нужно… это дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, — добавляет революционер, — может пригодиться». Рахметов — необыкновенный человек. Но в чьих глазах? «…Все немного побаивались Рахметова, — замечает Чернышевский, — даже Лопухов, и Кирсанов, и все, не боявшиеся никого и ничего, чувствовали перед ним, по временам, некоторую трусоватость». А «с Верой Павловной он был очень далек».
Только среди простых людей Рахметов — «свой человек»: он «любимец Маши», прислуги Веры Павловны и всех «равнявшихся ей или превосходивших ее простотою души и платья. Сам Рахметов гордился своей близостью к народу. Самым страшным, самым непростительным преступлением этот герой считает преступление против интересов народа. Упрекая Веру Павловну за то, что во время тяжелого душевного потрясения она на минуту забыла о своих мастерских, Рахметов говорит, что из-за этого могло пострадать дело, дело, в конечном счете, нужное именно народу. «Это, Вера Павловна, — продолжает Рахметов,- то, что на церковном языке называется грехом против духа святого, — грехом, о котором говорится, что всякий другой грех может быть отпущен человеку, но этот — никак, никогда». В сцене разговора с Верой Павловной Рахметов выполняет двойную «миссию», Вера Павловна успокоена, все начинает входить в рамки «обычной» жизни, но героя заботит состояние ее прислуги Маши: — Вы теперь спокойна, Вера Павловна? — Да, почти. — Хорошо.
Как вы думаете, спит Маша? Нужна она вам теперь на что-нибудь? — Конечно, нет. — А ведь вы уже успокоились; стало быть, вы уже могли бы вспомнить, что надобно сказать ей спи, уже первый час, а ведь она поутру встает рано». Интересно, что сцена у Веры Павловны — единственное место в романе, где появляется и действует Рахметов. Чернышевский вводит в эту сцену мотив заботы о простом человеке. Все условности «образованного общества» для Рахметова не существуют.
Мысль о народе пронизывает весь образ революционера Рахметова. Это не случайно. Для Чернышевского заботиться о благе народа, о судьбе простых людей, значило быть революционером. В образе Рахметова воплощен дух самой эпохи, заветная мечта писателя. В нем нельзя не отметить романтические черты.
Автор поднял героя над толпой, воплотил в нем надежду на пробуждение революционного сознания в народе, его раскрепощение и счастье. Неслучайно Рахметов появляется вновь в конце романа в сопровождении загадочной «женщины в розовом», символизирующей революцию.