Православие и русская литература
В рамках проекта «Модернизация российского образования с учетом задач воспитания толерантности» готовится к выходу специальная брошюра для учителя-словесника.
Вот что пишут в предисловии ее авторы, учителя литературы Ю. Силинг и В. Луховицкий:
«Уважаемые коллеги! Эта книга посвящена очень сложной теме, от которой нам с вами никуда не деться,- «Православие и русская литература». Не деться потому, что русская классическая литература написана людьми, воспитанными в этой традиции. Они ходили на уроки Закона Божьего, учились
Вне зависимости от того, к каким порой очень непростым идеям об устройстве мира пришел каждый из них — эти идеи находятся в диалоге с идеями христианства или напрямую следуют им. Есть очевидные примеры: пушкинский «Пророк», лермонтовские «Молитвы», Сонечка Мармеладова, читающая Раскольникову о Лазаре. Есть менее очевидные: идеи праведности и греха в «Грозе», житийный канон в описании Рахметова в «Что делать?», Платон Каратаев у Толстого.
Есть совсем непонятные — Иисус в «Двенадцати».
Описания православных обычаев, праздников, библейские
И идет в библиотеку или книжный магазин.
На полках книжных магазинов много литературы, посвященной этой теме, но чаще всего эти книги написаны с православной позиции. Все творчество писателя объявляется в них православным, причем в понимании автора книги, порою вопреки иным источникам — дневникам, письмам, воспоминаниям.
Те же, кому близка идея светской школы, кто хотел бы получить культурологические, филологические и литературоведческие знания, а не проповедь, вынуждены выискивать там необходимый им материал и адаптировать его к своим нуждам.
Именно для тех учителей, кто бы хотел спокойно, объективно вместе со своими учениками увидеть место христианских тем, идей, образов в произведениях русских классиков, предназначена эта книга.
Мы полагали, что учителю в этой связи важно решить для себя:
— во-первых, с какими основными идеями христианства необходимо познакомить старшеклассников; — во-вторых, о каких православных обрядах и обычаях Дети должны иметь представление, какие фрагменты Библии и как необходимо дать на уроках литературы XIX-XX веков в старших классах средней школы; — и, наконец, в-третьих — какие методические особенности существуют у уроков, посвященных этим темам.
Естественно, мы не можем в одной небольшой брошюре написать обо всем этом. Наша задача скромнее: на конкретных примерах дать учителю возможность понять способы и логику построения подобных уроков и предоставить в его распоряжение необходимый минимум культурологических и религиоведческих материалов».
Публикуем в этом номере два фрагмента брошюры: о Достоевском и литературе Серебряного века.