Любовь в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, — послание «К Наталье». Оно относится к любовной лирике лицейского периода и написано в традициях классицизма: в нем часто встречаются образы Амура, Купидона и других персонажей античной мифологии.

Пушкин использует распространенную форму любовного послания. Оно обращено

к крепостной актрисе домашнего театра графа В. В. Толстого в Царском Селе. Автор признается в любви прекрасной девушке: «Признаюсь — и я влюблен!» До встречи с Натальей лирический герой был подобен «легкому зефиру», смеялся «во зло Амуру», и напрасно: «…сам попался, сам, увы! с ума сошел».

Он не просто влюблен, он влюблен впервые: В первый раз еще, стыжуся, В женски прелести влюблен. Что бы юноша ни делал, где бы ни находился, образ девушки не выходит у него из головы. Однако автор еще слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, он влюблен в «женски прелести», приводящие

его в восторг.

О внутреннем мире Натальи практически ничего не говорится. «Желание» — тоже одно из ранних стихотворений Александра Сергеевича, написанное в 1816 году. Но это произведение уже более зрелое, чем «К Наталье». Лирический герой тоскует, его волнуют «горести несчастливой любви», ему тяжело.

Однако слезы поэта — это слезы любви, и они — его утешение, «горькое наслаждение». Ему плохо, но все же он говорит: Мне дорого любви моей мученье — Пускай умру, но пусть умру любя! Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание. И пускай дни «медлительно влекутся», а душа болит.

Все равно единственное желание героя — умереть с любовью в сердце. Поэт касается темы любви и в элегии «Погасло дневное светило», созданной в 1820 году в период южной ссылки. Описываемые романтические картины природы — «угрюмый океан», «берег отдаленный» — вызывают воспоминания о родине, которые неразрывно связаны с воспоминаниями о потерянной молодости, о «безумной любви»: Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило, Желаний и надежд томительный обман… От этих мыслей «душа кипит и замирает», «в очах родились слезы».

Они несут лишь страдание, и лирический герой бежит от всего этого, он покидает «отечески края», он стремится позабыть все то, что наполняет сердце тоской. Но «раны сердца неизлечимы», и «земли полуденной волшебные края», в которых поэт желает оказаться, не избавят от тяжких воспоминаний. «Но прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило…» Несчастная любовь заставляет сердце мучиться, но она приносит и поэтическое вдохновение, благодаря которому рождаются прекрасные стихотворения. Стихотворение «Сожженное письмо» также посвящено теме любви. «Письмо любви» должно быть сожжено, так велела женщина, его написавшая, но у героя долго не поднимается рука «предать огню все радости». Трудное решение принято, «ничему душа… не внемлет». Постепенно «пламя жадное» поглотило милые сердцу листы, но остался пепел, и эти останки любовного письма дороги герою; он готов всю жизнь носить их на «горестной груди» как «отраду».

Письмо сгорело, но любви не страшен ни огонь, ни какие-либо жизненные испытания. В стихотворении «К ***» поэт рисует идеальный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает восхищение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса, и явилась любовь — неизменный спутник поэзии.

Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья», казалось, убили «прежние мечты», уничтожили любовь, но она снова пришла, принесла с собой еще более сильные чувства, чем прежние. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоение» силой любви, полнотой жизни, Так хрупкая красот^ способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет «заточенья». Это настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы «. Для Пушкина любить — значит жить и творить, любовь — великий источник вдохновения.

Теме любви посвящено и стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» Это размышление поэта о необычности и противоречивости его чувств. В начале произведения — слегка намеченные поэтические образы южной природы, гармонирующие с настроением автора: На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною… Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая, а прежняя любовь разгорелась в сердце пушкинского героя — его сердце «вновь горит и любит».

Сердце человека, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может». Любовь, по мысли Пушкина, — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может жить полноценной жизнью. Не только грузинская природа, но и «песни Грузии печальной» пробуждают у поэта мысли о любви. В стихотворении «Не пой, красавица, при мне…» автор признается, что эти жестокие напевы напоминают ему о былом чувстве, о некогда любимой женщине. Воспоминания у героя ассоциируются с лирической картиной природы: И степь, и ночь — и при луне Черты далекой, бедной девы!..

Память об этом «милом», но в то же время «роковом призраке» тяжела для поэта, он стремится уйти от этих мыслей. Увидев другую женщину, он забывает «другую жизнь и берег дальний», но все же песня возвращает воспоминания. Поэтому он просит: Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной… Так, в стихотворениях «Не пой, красавица, при мне…», «На холмах Грузии…» тема любви сливается с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом. «Я вас любил…» — стихотворение-воспоминание о прежней любви, еще не совсем угасшей в душе поэта.

Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей былой любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве: Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам: Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Стихотворение «Я вас любил» повествует о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека. Еще одно произведение о любви — сонет «Мадонна», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные картины работы старинных мастеров.

Ему не нужны восхищение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой» мадонны. И его желание исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец».

Именно так называет Александр Сергеевич свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь. Таким образом, любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — это дар жизни.

Любовь в жизни поэта значила очень многое, ведь для него любить — это значило жить и, главное, творить.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Любовь в лирике А. С. Пушкина