Почему Татьяна -«милый идеал» А. С. Пушкина?
Многие критики, в частности Белинский задавались вопросом, почему пушкинский роман назван «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина», ибо поэт не раз называет Татьяну своей любимой героиней, «милым идеалом». Пушкин отождествляет ее со своей «ласковой музой, являвшейся ему в саду барышней уездной с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках». Именно эта героиня вдохновляла поэта, стала воплощением идеального пушкинского женского образа.
Пушкин наделяет Татьяну многими присущими ему самому чертами: любовью к русской
Мечтательная и романтичная, Татьяна жила в
По словам Белинского, «это дивное сочетание грубых предрассудков с страстию к французским книжкам и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине». И, конечно, только русской душе присущи Татьянина любовь к природе, которая является неотъемлемой частью образа Татьяны. Прекрасные картины разных времен года, которые нередко даются глазами Татьяны, умевшей, как никто другой в романе, видеть неповторимую красоту русской природы, во многом воплощают тонкость и поэтичность ее собственной души. «Она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод»; Татьяна любила русскую зиму, «сиянье розовых снегов и мглу крещенских вечеров», и даже во сне Татьяны мистический зимний пейзаж исполнен необычайной поэтичности.
Героиня эта, несомненно, «существо исключительное», «натура глубокая», незаурядная. Она явно не входит в мир уездных франтов Петушковых, советников Фляновых, «сплетников, обжор и взяточников», супругов Пустяковых, «истинных французов типа Трике» и других представителей поместного дворянства. Даже «в семье своей родной она казалась девочкой чужой». «Дика, печальна, молчалива», Татьяна «в толпе детей играть и прыгать не хотела», «куклы в руки не брала», «в горелки не играла» и «часто целый день одна сидела молча у окна». Ее одиночество обусловлено нестандартностью, нетипичностью Татьяны, высоким уровнем развития ее личности.
Очевидно, в Онегине, которого Татьяна страстно полюбила, героиня почувствовала его глубокий ум, сильную натуру, неординарность, увидела единственного человека, способного ее понять, и открылась ему: «…я здесь одна, никто меня не понимает, рассудок мой изнемогает, и молча гибнуть я должна». Будучи наделенной от природы «умом, и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным», Татьяна, «послушная влечению чувства», любит Онегина искренне, «без искусства», она умеет «любить не шутя», глубоко и сильно. Влюбленная, она проявляет решительность и смелость; открывшись Онегину, Татьяна своим искренним письмом фактически бросает вызов светским условностям . Отказ же ее в финале произведения, когда Онегин влюбляется уже в Татьяну — светскую даму, объясняется ее необычайным благородством, высокими нравственными принципами, понятиями о чести и долге. Храня в душе любовь к Онегину , Татьяна «другому отдана» и будет «век ему верна». Она желает оградить от позора и страданий своего мужа, которого, несомненно, хотя не любит, но уважает, ибо он герой, «в сраженьях изувечен».
Кроме того, Татьяна не только не верит в то, что Онегин способен на подлинное чувство, помня сложившийся для нее образ «москвича в Гарольдовом плаще», «пародии», но она своим отказом спасает Онегина от бесчестного поступка по отношению к его другу, своему мужу. Как писал Достоевский, «…логика отказа чисто русская — лучше я буду страдать, чем загублю жизнь другого человека». В отношении Татьяны к жизни проявляется цельность ее натуры.
Она «создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей». Будучи уже светской дамой, Татьяна остается по сути своей все той же «простой девой, с мечтами, с сердцем прежним». «…Без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, все тихо, просто было в ней» — знатной даме, «законодательнице зал». Татьяна не изменила своим привязанностям, высоконравственным понятиям, духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранила в своей прекрасной душе присущие ей искренность и чистоту. Светскую жизнь она считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада», которые «рада отдать за полку книг, за дикий сад», за «бедное жилище»…
Таким образом, Татьяна, в которой соединяются наиболее важные, ценные и знакомые для Пушкина личностные черты, является воплощением идеального образа русской женщины, в котором отражаются пушкинские понятия о нравственности, благородстве, чести. И роман назван «Евгений Онегин», а не «Татьяна Ларина» лишь потому, что Пушкину важно было показать тенденцию общественного развития, возникновение «болезни века», явление невостребованности умных и ярких людей, их бездеятельность как доказательство социального неблагополучия, что поэт и сделал с помощью образа Онегина. Образ же Татьяны, которая по уровню духовного развития, несомненно, выше Онегина, образ этой «немногословной, но глубокой и сильной» натуры, «чья жизнь проникнута целостностью и единством», служит для рассмотрения не социальных, временных проблем, а нравственных, вечных.