Почему авторскому осуждению подвергается не только помещечий деспотизм, но и добровольное холопство?
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» грандиозна по широте своего замысла. Ведь Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России. И, благодаря сюжету, близкому к народному сказу о поисках счастья и правды, ему это, несомненно, удалось.
Николай Алексеевич ставит своей задачей как можно правдивей и шире изобразить русскую деревню в период непосредственно после отмены крепостного права. И автор, разумеется, не может обойтись без описания жизни русского барства. Ведь кому, как не им, должно житься «счастливо, вольготно
Рассказы о помещиках, изложенные на протяжении всей поэмы, подводят читателей к явному выводу о том, что, пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину. Нельзя не заметить сатирическую направленность Некрасова в создании барских образов, в частности, способствующую осуждению помещичьего деспотизма. Сами крестьяне уже относятся к своим господам с явной иронией, откровенно посмеиваясь над их стремлением вернуть былое величие. Чтобы подчеркнуть ничтожные качества, свойственные описываемым хозяевам жизни, для усиления иронии автор не раз прибегает к использованию слов в уменьшительных
Однако не только помещичий деспотизм так ненавистен автору. Поэт прекрасно осознает, что привычка помещиков властвовать ничуть не меньше привычки крестьян этим властителям покоряться. Нельзя забывать о том, что наряду с крестьянами, осознавшими ужас рабского существования, были и уже свыкшиеся со своим бесправием холопы.
Этот факт не мог не подвергнуться Некрасовым осуждению. На страницах поэмы мы встречаем и примерного холопа Якова с говорящей фамилией Верный, в отместку обидевшему его барину кончавшего жизнь самоубийством у того на глазах, и дворового князя Переметьева, который счастлив, вылизывая за хозяином тарелки и допивая иностранные вина, и людей князя Утятина — Клима Лавина, не брезгующего никакими средствами, чтобы угодить барину, и Ипата, забывшего, как хозяин издевался над ним ради собственной забавы. По-своему верна прежней жизни и вся Вахлатчина, добровольно соглашающаяся делать вид, что на Руси все, как прежде.
Презрение автора не обходит стороной и Егорку Шутова, способного за деньги предать своих товарищей — крестьян, и жадного старосту Глеба, который ради собственной прибыли сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Все эти образы Некрасов обобщает, сказав о них: «Люди холопского звания — сущие псы иногда: чем тяжелей наказание, тем им милей господа». Ведущее место в поэме Николай Алексеевич, конечно же, отдает образам крестьян, не примиряющихся со своим рабским положением, протестующих против угнетателей.
На их примере автор показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. С неколебимой верой в непревзойденное могущество русского народа и надеждой на лучшее будущее пишет поэт следующие строки: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!