Второстепенные персонажи в драме «Гроза»
А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, по праву считают «певцом купеческого быта» и отцом русского национального театра. Он создал около 60 пьес, самыми известными из которых являются — «Бесприданница», «Лес», «Свои люди — сочтемся», «Гроза» и многие другие. Самым ярким и решительным, по словам А. Н. Добролюбова, стала пьеса «Гроза».
В ней «взаимные отношения самодурства и бозгласности доведены до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Зто что-то
Она — наперстница и постоянная спутница Катерины — главной героини пьесы. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать, потому что знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет.
Только бабы взаперти сидят.». Приспосабливаясь к «Темному царству», Варвара выучила его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: «Делай, что хочешь,
Не видя ничего крамольного в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина на может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия. А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем «темного царства». Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого.
Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми: «Я грубиян считаюсь; за что же меня держат? Стало быть я ему нужен.
Ну значит, я его и не боюсь, пущай же он меня боится…» Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают «темное царство», но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же «темном царстве», но уже хозяевами в нем. Истинной жертвой царивших в городе Калинове нравов, является муж Катерины Тихон Кабанов. Это безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей.
Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон . Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей матери беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Тихон ни в чем не мог противостоять своей матери, потихоньку спивался и, тем самым, становился еще более безвольным и тихим.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению Добролюбова «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона.
Разве что, чуть необразованнее его. Раболепие Бориса перед дядей, желание получить свою часть наследства оказались сильнее, чем любовь. Незначительные персонажи странниц и богомолок так же помогают создать нужный фон пьесе.
Своими фантастическими небылицами они подчеркивают невежество и дремучесть обитателей «темного царства». Рассказы Феклуши о землях, где живут люди с песьими головами, воспринимаются ими как непреложные факты о мироздании. . Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное.
Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Так на попытку поставить на дома громоотводы он получает яростный отпор Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Кулигин дает яркую и верную характеристику «темному царству»: «Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие…
У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…» Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился и приспособился к ней. Все второстепенные персонажи пьесы создали тот фон, на котором разворачивается трагедия Катерины.
Каждое лицо, каждый образ в пьесе был ступенькой в той лестнице, которая привела героиню к собственной смерти.