Особенности психологического анализа романа. «Преступление и наказание»
Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как Художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к «текущему хаосу истории». В романе » Преступление и наказание» писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние социальные отношения рушились, а новые находились в стадии становления, разорялось крестьянство и его патриархальные
Объективно Достоевский изобразил в своем романе переходные типы переходной эпохи русской жизни. Писатель и не стремился воссоздать определенные социальные типы, соответствующие своей эпохе. Реалистический принцип изображения действительности не был у Достоевского главным. У его предшественников быт, среда, социальное окружение — все объясняло характер человека. Достоевский же
Как правило, быт героев-персонажей писателя принадлежит их прошлому, а психология характеризует их в настоящем и даже в будущем. Если для его предшественников главным было создание социальных типов, то для Достоевского представляло интерес противопоставление социальному типу отдельного человека как объекта художественного исследования. Главная задача писателя — раскрыть внутренний мир человека. Кстати, сам Достоевский не любил термин «психологизм». «Психологизм», по его мнению, слово научное, предполагающее рациональный анализ сознания человека, писатель считал, что одно созна-, ние не может анализировать другое сознание. Именно с такой позицией автора связаны Особенности психологического анализа романа «Преступление и наказание» . Достоевский стремится показать независимость сознания героев от сознания автора.
Сознание каждого героя существует независимо от сознания других. Такие Особенности психологического анализа М. М. Бахтин назвал «полифонией», Достоевский, прежде всего, стремится дать слово самому герою. Отсюда большое значение в романе имеют монологи героев. Особая роль отведена монологу-исповеди, то есть исповеди одного героя другому. По Достоевскому, одно сознание должно преломиться в другом сознании.
Сознание отдельного героя раскрывается в его взаимосвязи, и взаимодействии с сознанием другого героя. Здесь уже видно другое свойство анализа душевного состояния героя — диалогичность. Большое значение имеют и диалоги героев.
Здесь характерен диалог студента Раскольникова с офицером в трактире. Разговаривая с офицером, студент подсознательно понимает, что он может пойти на преступление, избавив тысячи жизней «от гниения и разложения». В романе присутствует и еще одна Особенность психологического анализа героя: внутренний монолог и внутренний диалог героя.
Герои очень часто размышляют про себя. Здесь особую роль играют, конечно, размышления студента Раскольникова, например перед убийством старухи. Раскольников пытается убедить себя в том, что это не преступление. Он размышляет о том, почему почти все преступники так легко отыскиваются.
Внутренний диалог героя является уже своеобразной формой психологического анализа, так как в человеке идет раздвоение, в нем живет два. Например, Раскольникова мучают страшные кошмары, преследуют галлюцинации. Особую роль играют взгляды, мимика, жесты героев, потому что они передают ощущения героев, их внутренние душевные состояния. Ведь Достоевскому важно показать подсознательное в своих героях, а потому исключительную роль играют сновидения и кошмары, которые преследуют Раскольникова после совершения им преступления.
Таким образом, такие художественные приемы, как двойное портретирование, внутренний монолог, описание снов и галлюцинаций, диалоги персонажей, помогают писателю полней раскрыть внутренний мир своих героев, понять мотивы их поступков.