Основные темы и идеи лирики А. Фета
В личности Афанасия Фета удивительным образом сошлись два абсолютно разных человека: огрубелый, сильно тертый, битый жизнью практик и вдохновенный, неутомимый певец красоты и любви. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына.
Он пытался «выслужить» дворянство, но тринадцать лет армейской
Но… При всем этом Фет писал божественные стихи. Вот его стихотворение 1888 года: Полуразрушенный, полужилец могилы, О таинствах любви зачем ты нам поешь?
Зачем, куда тебя домчать не могут силы, Как
Цыганка старая одна еще поет. «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…», «Какое счастие! и мочь и мы одни…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Давно в любви отрады мало…», «В дымке-невидимке…» и, конечно, «Я тебе ничего не скажу…» и «На заре ты ее не буди…» — вот лишь немногие стихотворения Фета, положенные на музыку разными композиторами. Лирика Фета тематически довольно бедна: красота природы и женская любовь — вот главные его темы.
Но какой огромной мощи, какой потрясающей выразительности достигает Фет в этих узких пределах! Достаточно вспомнить, например, следующие его строки: Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало… Или: В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Или О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Фетовские стихотворения о природе, на мой взгляд, гениальны.
Каждое из них являет собой неповторимый шедевр. Во всех этих стихотворениях Фет утверждает единство жизни природы и жизни человеческой души. И поневоле задумываешься: где источник этой красоты?
Творение ли это Отца небесного? Или источник всего этого сам поэт, его умение видеть, его открытая красоте душа, каждое мгновение готовая ее прославлять? В своей лирике природы Фет выступает как антинигилист: если для тургеневского Базарова «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», то для Фета природа — единственно храм, храм любви, вдохновения, умиления и молитвы красоте. Удивительны поздние стихи Фета, 80-90-х годов. Дряхлый старик в жизни, в поэзии он превращается в горячего юношу, все мысли которого об одном — о любви, о трепете молодости . Особенно мне близко фетовское стихотворение «Я тебе ничего не скажу…», датированное 2 сентября 1885 года.
В нем выражена часто встречающаяся у романтиков мысль о том, что словами нельзя передать все движения души человека, его чувства. Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь Веет влагой ночной… я дрожу, Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу. С этим стихотворением перекликается другое стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета: Как беден наш язык! — Хочу и не могу. — Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною. И все-таки, как бы ни был «беден наш язык», по утверждению самого Фета, он виртуозно, если можно так сказать, владел этим инструментом.
Все его стихотворное творчество изящно, тонко, великолепно.